Всё, да побольше, побольше

«Большой стиль» как ориентир в отечественной истории.

Кажется, каждый человек знает, что период 1930-1950-х годов был сложным для истории нашей страны.   Как бы вы ни относились к этому отрезку истории России, мы не можем отрицать того факта, что в это время было создано много красивого и фундаментального - например в архитектуре.  

Архитектура сопровождает нас на протяжении многих веков и оказывает больше влияние на  людей.  Готика возвышалась над человеком: храмы того времени были домом могущественного всевидящего  Бога, который внушал страх. Барокко рассказывало о новых ценностях тогдашнего человека. А как дело обстояло в сталинскую эпоху?

Главным направлением того времени был «Большой стиль» или «Сталинский ампир», который начал зарождаться в 30-х годах XX столетия. В то время происходил переход от конструктивизма к более классическим образцам. Во многих чертах этот стиль больше всего приближен к ампиру и неоклассицизму. Примеры большого стиля - это столичные здания МГУ, Министерства иностранных дел, гостиницы «Украина». Отличительными чертами этого стиля считают элементы, взятые из эпохи Классицизма и Ренессанса; симметрию, как в греческих храмах; использование геральдики. «Большой стиль» можно сразу узнать по  большому количеству колоннад и добавлению в капители колонн – пятиконечных советских звёзд, по барельефам с изображением трудящихся и обилию прочей лепнины (в строительных организациях создавались целые цеха, занятые её заготовкой из гипса или цемента), по совмещению скульптуры и живописи, использованию мрамора, бронзы, ценных пород дерева. Одним словом – по помпезности.

Почему же так резко и кардинально поменялся стиль отечественной архитектуры? Ведь конструктивизм и авангардизм следовали новым советским веянием: теме революции, пролетариата. Но, во-первых, страна устала от постоянных потрясений, ей нужно было что-то устойчивое и фундаментальное. Возвращение к стилю прошлого очень нравилось населению, которое ещё недавно при виде дворцов «града Петрова» завистливо вздыхало: «Жили же люди!».   Во-вторых, через архитектуру, как ни странно, выстраивался новый человек. Выстраивался государством, выстраивался со смыслом:  можно заметить, что рядом с  величественными зданиями  сами «маленькие люди» становятся маленькими в полном, буквальном смысле этого слова. Государство же ассоциировалось с неким «большим человеком» - и все знали имя этого человека. На то и «культ личности», при котором  власть - это что-то далёкое и величественное. Не случайно именно в это время стали возвращаться отголоски прошлой России: военные звания дореволюционного образца, а вместе с ними затем и погоны с золотым шитьём, отменённые революцией, униформа для гражданских, вроде бы, служащих, но работающих на государство... «Большой стиль» сказывался даже на этих сферах жизни.

\

Но как обстояли дела с гражданским строительством?  Стоит отметить, что появился новый тип застройки – так называемые «сталинки».  Они до сих пор считают одними из самых комфортных домов для проживания: кирпичные стены,  большая жилая площадь, высокие потолки, хорошее водоснабжение, лифты и даже мусоропровод – словом, «все удобства», которые были недоступны для обитателей барачных построек первых послереволюционных лет.

Благодаря этой эпохе мы имеем современный облик Москвы. И ведь интересно, что эпоха, которая кажется на первый взгляд очень страшной и жестокой, за собой оставляет такие монументальные и красивые здания.

Кто-то скажет, что это полная безвкусица, кто-то, что это - прекрасные творения искусства, Но что мы точно можем сказать, так это то, что без этого периода мы потеряли бы большой пласт своей истории, в которой архитектура - один из важнейших ориентиров.

Алина БОЕВА

 
 

Поделиться: