Поищем «благородный баланс»

«Плата за мусор» - не всегда плата за конкретную услугу.

В Великом Новгороде значительную площадь занимает частный сектор жилья. В силу личной причастности к индивидуальному жилищному строительству (ИЖС) изложу мнение о спорных вопросах по поводу «коммунальных услуг» в данном секторе. Часто фактически не оказанных, но системно предъявляемых в начислениях «поставщика услуги».

В текущем веке и по стране, и в нашем городе выросла доля солидных особняков, красивых домов. Достаточно и хозяйств различной степени запущенности. И у всех объектов ИЖС имеются собственники. В том числе и в Новгородском районе.

Муниципальные власти, специализированные предприятия, по-моему, исправно обеспечивают нас электричеством, газом, водой (водоотводом), утилизируют отходы.

Автору не вполне понятно, почему по городу не осуществляется уборка мусора - разорванных пакетов с остатками кухонных отбросов, разбросанных, конечно, жителями. Ведомственное безразличие не способствует «исправлению» нерях.  «Санитарам города» категорически нельзя быть неряшливыми самим.

Меры общественные, вроде субботников, - могут предприниматься. Только необходимо в общественном понимании разграничить компетенции. Кроме стороны «собственников» (населения), стоит повнимательнее присмотреться к роли специализированного подрядчика.

Бюджет территории обязательно предусматривает использование налоговых сборов с населения на плановое финансирование служб для содержания территорий в чистоте.

Кто и как эти средства использует? Насколько профессионально либо добросовестно? Ведь позорные виды вдоль вала, ручья Осоковец, особенно в районе Центрального рынка - это об их репутации. Безобразное отношение к работе портит «портрет» Великого Новгорода. Однако оплату все получают.

Рассмотрим не налоговые обязательства и не должностные, а договорные. Якобы население всенепременно должно платить. Платить по упрощённо заключённым с ними, но практически неизвестным ему договорам? Договорам, которые не обсуждались и не обеспечивают    взаимности и согласия, порядка исполнения, ответственности.

Являясь юристом, автор готовил судебные обращения по необоснованным взысканиям ООО «Экосити» в отношении своего адреса и по обращениям знакомых. Кроме того, по поводу соблюдения законности по договорной работе и тщательности «оказания типовых возмездных услуг» проведена переписка с администрацией губернатора и руководством ООО «Экосити», изучена правовая база, обосновывающая предусмотренную деятельность.

Обнаружилось, что со всеми собственниками (как и нанимателями) заключены некие договоры со стороны потенциального специализированного поставщика услуг (ООО «Экосити»). Но «Экосити» далеко не всегда и не всем услугу оказывает. И повсеместно по пригороду, району.

То есть, веками люди жили в своих деревнях и как-то управлялись и с мусором. Мусорными завалами деревни не зарастали.

Понять можно и администрацию муниципальных учреждений, предприятий, а зачем к ним соваться, сами справляются. Но с какой тогда стати имитируется конклюдентная форма договоров, якобы по молчаливому (!) СОГЛАСИЮ (представляете!), что счета на оплату вам всем десяткам тысяч жителей-домовладельцев, короче, собственников ИЖС и их семьям регулярно будут присылаться, нарастающий остаток задолженности расти, перспектива судебных приказов мировых судей по бесспорному принудительному взысканию вообще конвейерная.

Краеугольно-законным постулатом в этой части принуждения к оплате являются правовые новеллы: часть 11 статьи 153 ЖК РФ и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354).

По определению надо предварительно договариваться, обсуждать, достигать взаимосогласия (пусть для этой категории предусмотрен некоторый небесспорный универсальный порядок), определяться по порядку ИСПОЛНЕНИЯ, актирования фактов и сроков ОКАЗАНИЯ реально, а не поддельно произведенной УСЛУГИ. А уж ПОТОМ - и требование оплаты. И не НАЛОГО(штрафо)СБОРЩИКОМ, а другой, равноправной стороной договора - повторю, что не безапелляционного ПРИГОВОРА  (без адвокатов, суда и следствия).

Из постановления Конституционного Суда от 2 декабря 2022 г. №52-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ части 11 ст. 155 ЖК РФ:

«Конституция Российской Федерации закрепляет и право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42). Данное право - в контексте провозглашенных в преамбуле Конституции Российской Федерации цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Эта обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется на всех субъектов общественных отношений, что, помимо прочего, с необходимостью предполагает и ответственность каждого из них за состояние экологии.

Повседневная жизнедеятельность человека неизбежно сопряжена с производством отходов потребления, которые способны оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Как отмечается в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176), в стране ежегодно образуется примерно 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых 55 - 60 млн. тонн составляют твёрдые коммунальные отходы (пункт 11). К такого рода отходам относятся образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами отходы, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац двадцать первый статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Конституция Российской Федерации закрепляет и право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) - в контексте провозглашенных в преамбуле Конституции Российской Федерации цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Эта обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется на всех субъектов общественных отношений, что, помимо прочего, с необходимостью предполагает и ответственность каждого за состояние экологии.

...Необходимость предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления (включая твёрдые коммунальные отходы) на здоровье человека, а также забота о сохранении благоприятной окружающей среды, являющейся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни, свободного развития человека и устойчивого экономического роста страны (статья 7, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 75.1 Конституции Российской Федерации), обусловливают потребность в создании необходимой инфраструктуры обращения с такого рода отходами, соответствующей мировым стандартам экологической безопасности, увеличении доли перерабатываемых отходов и уменьшении объёма захораниваемых фракций, расширении масштабов вовлечения переработанных отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или энергии и т.п. Для решения указанных задач федеральным законодателем и Правительством Российской Федерации установлено специальное нормативное регулирование, определяющее правовые основы обращения с отходами производства и потребления, включая деятельность в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641, от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» и др.).

С учётом того, что значительную долю в общем объеме твёрдых коммунальных отходов составляют отходы, образующиеся в жилом секторе, в том числе в многоквартирных домах (…), одним из важнейших направлений деятельности в области обращения с такого рода отходами является оказание уполномоченными организациями услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Данная услуга, относящаяся к категории коммунальных услуг (абзац девятый пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников и пользователей жилых помещений в таких домах в обеспечении сохранности принадлежащих им жилых помещений и создании комфортных условий для проживания в них, но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды. Исходя из этого возложение на собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами согласуется с конституционными предписаниями об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду и сбалансированности прав и обязанностей гражданина (…), а также с требованием об обеспечении в нормативном регулировании общественных отношений разумного баланса публичных и частных интересов».

Вот здесь и предлагается читателю определиться, соблюден ли именно с ним как жителем и гражданином, собственником, домовладельцем благородный баланс?

Обоснованно или нет ООО «Экосити», другие специализированные субъекты претендуют на денежные поборы под видом соблюдения столь важного дела? В целом они – «при деле». Но вряд ли обоснован «чёс под гребёнку»*

*Вот недавний, апрельский пример: 
«Прокуратура Валдайского района по обращению местного жителя провела проверку исполнения законодательства в сфере соблюдения законодательства при обращении с отходами. Установлено, что за январь 2024 года ООО «Экосервис» произвело местному жителю начисление платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов, однако фактически данная услуга заявителю не оказывалась. При этом перерасчёт, в связи с некачественным оказанием услуг, не производился. По данному факту прокурор внёс коммерческому директору организации представление, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. В настоящее время необоснованные начисления аннулированы. 
Е.В. Григорьева, старший помощник прокурора области 
по взаимодействию со СМИ и общественностью».                        

Для индивидуальной возможности защиты нарушенного права и обращения в суд существует ряд типовых форм - в зависимости от стадии спора и волеизъявления истца.

По возможности обращайтесь к юристам по данному направлению.

Михаил КУДРЯВЦЕВ

На снимке: этот дом в Свердловской области считается одним из шедевров ИЖС  в России. Но как бы красив не был ваш дом, мусор он всё равно производит, как и любой другой.

 

 

Поделиться: