Садись, красивая, поехали кататься!

20 марта 2024, 07:53 / 0

Все идет хорошо, только мимо.

Президент России Владимир Путин дал старт строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Об этом 14 марта сообщила пресс-служба Кремля.

Новая магистраль позволит сократить минимальное время в пути (без учёта остановок) до 2 часов 15 минут. К слову, высокоскоростной считается электрифицированная двухпутная железнодорожная линия, на которой могут ходить поезда со скоростями от 200 до 400 километров в час. Сейчас в России таких дорог нет...

Основным производителем высокоскоростных поездов для магистрали будет группа «Синара», сообщил в ходе совещания по строительству ВСМ вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров. Объем инвестиций в организацию производства поездов для ВСМ со стороны «Синары» составит порядка 35 млрд руб. По его словам, на площадке завода «Синара – Уральские локомотивы» (Верхняя Пышма, Свердловская область) для этих целей будет построено два новых корпуса. С 2027 г. предприятие сможет выпускать около 100 вагонов для ВСМ в год, уточнил Мантуров.

Схема строительства ВСМ от Москвы до Санкт-Петербурга уже согласована на совещании по магистрали, которое президент проводил 15 февраля. Протяженность первой в России высокоскоростной железной дороги составит 679 км.

Рабочую группу по реализации проекта возглавил министр транспорта Виталий Савельев. На совещании в феврале он обозначил основные стоимостные параметры ВСМ. Магистраль будет состоять из двух участков. Первый – от Санкт-Петербурга до Зеленограда стоимостью 1,755 трлн руб. предполагается строить по концессии. Второй участок – это выходы из Москвы за 221,5 млрд руб., которые построят за счет инвестпрограммы РЖД.

Еще 148 млрд руб. потребуется на закупку первой партии подвижного состава из 28 поездов с поставкой их на линию к 2028 г., отмечал Савельев. К 2026 г. должен быть создан опытный образец подвижного состава и начаты сертификационные испытания.

Сейчас в России нет действующих ВСМ. С 2009 г. обсуждалось строительство такой магистрали из Москвы в Казань с возможным продлением до Екатеринбурга. Проект планировалось реализовать на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), но стройка так и не началась. В 2019 г. Путин поручил спроектировать ВСМ из Москвы в Петербург. Железнодорожная магистраль пройдет по территории Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей. Ее планируется достроить к 2027 году. Опытный образец поезда планируется представить в 2026 году, а к 2028-му — сделать почти 30 поездов.

Для сравнения, максимальная скорость обычных поездов - до 140 км/ч. «Сапсан» технически может развивать скорость до 300–350 км/ч, но так как железные дороги в России не предназначены для таких скоростей, в среднем он разгоняется до 200 км/ч.

Если на политическом уровне будет принято решение о финансировании проекта, то с технической точки зрения построить магистраль за 5 лет можно, считает научный руководитель Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. При этом он обратил внимание, что в текущем бюджете на 2025 г. денег на ВСМ не заложено.

Ещё одним важным вопросом в контексте данного проекта является подвижной состав, продолжает эксперт. «У китайцев оригинальных решений в этой части нет, лишь импорт западных инноваций (в частности, «Сименс»). Захотят ли они нарываться на вторичные санкций, поставляя нам технику, – большой вопрос. Что касается продукции отечественного машиностроения, надо быть реалистом: в переход от электрички к высокоскоростной технике за такой срок я не верю», – сказал Блинкин.

Главные вызовы реализации проекта ВСМ – сроки и ресурсы. В рамках проекта предстоит спроектировать и произвести много новых элементов необходимой инфраструктуры, а также сделать поезд. «На таких скоростях совершенно иные нагрузки, поэтому даже к смазочным материалам предъявляются повышенные требования. Потом – новое оборудование должно пройти испытания и сертификацию. А это достаточно сложный процесс», – рассуждают  эксперты.

Ах, мы совсем забыли про Новгород!  «Постройка отдельного участка Санкт-Петербург — Великий Новгород не даст примерно ничего, потому что основной пассажиропоток — между Москвой и Санкт-Петербургом, - считает главный редактор интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков. -  Даже построенная ВСМ первое время будет нагрузкой для бюджета. Выход на самоокупаемость произойдет не раньше 2038 года».

То есть ВСМ с заходом в Новгород - это PR-проект?

А разве не похоже?

Геннадий РЯВКИН

Поделиться: