Гиппопотам и бегемот…

Учительские лайфхаки к ЕГЭ по русскому языку: как играючи усвоить основные лексические понятия.

Дорогие читатели, неутомимые грызуны гранита русского языка!  Благодарю вас за лайки и комментарии, которые я увидел под моим недавно опубликованным лайфхаком, помогающим запомнить чередования в корне. Искренне рад, что многим он пришелся по душе. А теперь попробуем повторить основные лексические понятия с помощью забавных рифмовок, которые, кстати сказать, придумали ваши ровесники. 

1.Синонимы скажут каждому

 одно и то же по-разному.

Пример запомнишь

                     без хлопот:

Гиппопотам и бегемот

 

По смыслу синонимы

                   братья родные.

А на слух и на вид

                  совершенно чужие!

Пример отправился в полет -

               аэроплан и самолёт.

 

Алый, пурпурный, красный

   тоже синонимы.

   Всем это ясно?

 

Синонимы, без сомнения,

близки по значению,

хотя лик, лицо и рожа

не совсем одно и то же.

Эти слова не напрасно

отличаются

стилистической окраской.

Кого из нас не украшал

синяк, фонарь, фингал?

 

     Я надеюсь, заметили вы,

  синонимы образуют ряды.

И еще, особо отмечу,

они относятся

к одной части речи.

 

2. Знают робкие и храбрые:

Антонимы гуляют парами!

Большой Антон сказал: «Закат»,

А маленький - шепнул: «Восход».

Антонимы – это слова

                                  «наоборот».

Ты поймешь без затруднения:

 они противоположны

                               по значению:

ложь – правда,

                         чистый – грязный

противоположный смысл,

                                а не разный.

польза –вред;

                отдельный – общий -

антонимы – неисправимые

                                  спорщики!

Как и синонимы, замечу,

они относятся к одной части речи.

 

3.Омонимы

одинаково слышатся,

но по значению разные:

лист дерева и лист

                         бумажный.

Как две капли воды

                  друг на друга похожи,

но не спутаем мы никогда:

ключ в лесу и ключ от стола.

Косу девочки носят,

а есть коса,

которой косят.

 

3. Многозначные слова

имеют не одно значение.

К примеру, корень-

                     - слова часть

и часть подземная растения.

 

Знает даже Двойкин Сеня:

игла есть у ежа

И есть в машинке швейной.

И добавит Пятёркин Ваня:

«Иглой называют шпиль

                            здания».

А листья сосны, мой милый,

разве это не иглы?

 

Знают дети и помнят взрослые:

значение бывает прямое и

                                  переносное.

Пример запомнишь без труда:

трещит доска, 

трещит сестра,

трещит у Коли голова.

 

И еще пример такой:

горячий чай, горячий бой.

                       

Всем удачи! Заранее благодарю за лайки.

А.Г. ГУСЕВ, учитель русского языка «Первой университетской гимназии имени академика В.В. Сороки»

Поделиться: