Таинственный Карла из Миргородского уезда

Николай Васильевич Гоголь с педагогической точки зрения

Николай Васильевич Гоголь – один из самых «школьных» классиков русской литературы. В отличие от большинства авторов, творчество которых изучается в школе, он доступен и интересен с детства до старости.

Его произведения изучаются почти во всех классах начиная с 5-го, и надо сказать, что создатель «Мёртвых душ» до сих пор покоряет и живит души школяров, мирно пасущихся на электронных пастбищах. Гоголь не просто гениальный писатель, драматург, мыслитель – он волшебник слова. Он подобен гравитационному сгустку, который втягивает в себя эстетически восприимчивого читателя. Невозможно забыть и трудно описать то особенное, чарующее чувство, которое многие из нас испытали в детстве, читая «Вечера на хуторе близ Диканьки»: и страшно, и сладко, и что-то еще необъяснимо пленительное. Я открывал книжку с милым сердцу птичьим профилем на обложке, погружался в чтение - то смеялся, то трясся от страха, но оторваться не мог. В творчестве Гоголя, в самом его даровании скрыта тайна. Попробуем хотя бы немного приблизиться к её разгадке, взглянув на великого мастера слова с педагогической точки зрения. 

Если мы соглашаемся с большинством учёных, которые считают, что на одаренность влияет наследственность, нам необходимо поближе познакомиться с родителями Николая Васильевича, тем более что они того заслуживают. Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский родом был из малороссийских дворян, дослужился до коллежского асессора - гражданский чин, соответствующий ни много ни мало званию майора. При этом он отличался мечтательностью и эксцентричным поведением. В его жизни происходили поистине мистические события. Когда Василию Афанасьевичу было 13 лет, он во сне увидел Богоматерь, которая, указав на маленькую девочку, сказала, что это его будущая жена. Однажды, будучи в гостях у соседей по имению Косяровских, он узнал суженую в их двухлетней дочке Машеньке. А через 12 лет Мария Ивановна станет женой Василия Афанасьевича. В день венчания невесте было чуть больше четырнадцати. 

Отец Гоголя славился как замечательный рассказчик, писал стихи, в которых описывал малороссийский быт, сочинял пьесы, сам ставил их и сам играл главные роли. Неудивительно, что Никоша - так родители звали будущего автора комедии «Ревизор» - страстно влюбляется в театр. Страсть эта проявится уже в Нежинской гимназии высших наук, где Гоголь учился с мая 1821 по июнь 1828г. Маменька Гоголя, как свидетельствуют ее современники, была особа мечтательная, экзальтированная, склонная к мистике, предпочитающая жить не в реальном, а в вымышленном ею мире (все эти черты обнаружатся в свое время в личности ее единственного сына). Она боготворит Никошу, не жалеет для него денег и, конечно же, ни на секунду не сомневается в его гениальности. Достаточно сказать, что Мария Ивановна считала своего сына автором всех модных в ее время романов, приписывала ему изобретение паровой машины и железной дороги. В отношении влияния фактора наследственности важно отметить, что в роду у писателя по материнской линии было несколько священников: «Духом схимник сокрушенный», – так назвал Гоголя в своем стихотворении Петр Вяземский

 Когда мы говорим «Царскосельский лицей», в сознании сам собой вырисовывается профиль Пушкина, а когда слышим слова «Нежинская гимназия», нашему внутреннему взору предстает образ автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Вот как описывает прибытие десятилетнего Николая Васильевича в Нежинскую гимназию его однокорытник В.И. Любич-Романович: «Он был не только закутан в различные свитки, шубы и одеяла, но просто-напросто закупорен. Когда его стали разоблачать, то долго не могли докопаться до тщедушного, крайне некрасивого и обезображенного золотухою мальчика…». Поначалу гимназисты Гоголя недолюбливали, звали «Таинственный карла». Он был необщителен, порой замкнут, однако поразительно наблюдателен и остёр на язык. Будущий драматург и несостоявшийся актёр имел потрясающие способности к мимикрии: очень смешно имитировал манеру поведения одноклассников и педагогов.

В Гимназии высших наук в Нежине Гоголь учился с мая 1821 по июнь 1828. Прилежным учеником он не был, но обладал, по словам товарищей, просто-таки лошадиной памятью. Благодаря ей он мог подготовиться к экзамену за несколько дней. Имеются многочисленные свидетельства о том, что Николай Васильевич был не силён в математике, языках (в том числе и русском!), зато делал большие успехи в рисовании и изящной словесности, то есть демонстрировал художественно-образный склад ума. Он много читал, восхищался Пушкиным, а когда в 1825 году вышли первые главы «Евгения Онегина», часто перечитывал их и выучил наизусть.

Распорядок дня в Нежинской гимназии отличался строгостью. Подъём – полшестого утра, умывание, построение, молебен, легкий завтрак, а потом – с девяти утра до пяти вечера - учиться, учиться и учиться! Перерыв на обед, разумеется, был, ужинали в восемь, а в девять после вечерней молитвы гасили свет - и баю-баюшки-баю. Предметов в гимназии было много: Закон Божий, литература, русский, латынь, греческий, немецкий, французский, физика, математика, политические дисциплины, география, история, военное искусство, рисование, танцы. Далеко не все науки давались Николаю Васильевичу. По латинскому языку у него всегда были нули да единицы. Что поделаешь, не любил создатель «Ревизора» язык Вергилия и украдкой читал на уроках латыни своего кумира – Пушкина, книги которого неизменно держал под скамьёй. По воспоминаниям учителя латыни Ивана Кулжинского, Гоголь даже после трёх лет обучения латыни ничему не научился, зато с большой охотой занимался рисованием и русской словесностью. В гимназические годы он пишет поэму «Разбойники» и повесть под названием «Братья Твердиславичи». Эти произведения, положившие начало творческой биографии Гоголя, были опубликованы в гимназическом рукописном журнале «Звезда», который издавался самими пансионерами. Первые литературные опыты «Таинственного карлы» друзья разнесли в пух и прах, и рукописи без сожаления были отправлены автором в печку. Очевидно, с этого момента у Гоголя начал складываться опыт сожжения своих сочинений. За «Братьями Твердиславичами» будет предан огню «Ганс Кюхельгартен», а за ним когда-то последует в печь второй том «Мертвых душ».

Сценический талант, унаследованный, вероятно, от отца, позволил Николаю Гоголю создать в гимназии театр. Он был в нем и режиссёром, и актёром, и декоратором. Больше всего ему удавались комедийные роли. Отрок блестяще перевоплощался в стариков и женщин: в «Недоросле» потрясающе сыграл госпожу Простакову. Один из сокурсников будущего писателя Тимофей Пащенко позже вспоминал, что Николаю Васильевичу пророчили актёрское будущее, так как он обладал недюжинным сценическим талантом и имел все те качества, которые нужны настоящему артисту. В гимназии Гоголь принял на себя также обязанности библиотекаря. Он педантично следил за сохранностью книг, а дабы их случайно не запачкали, требовал, чтобы при чтении гимназисты надевали специальные «напалечники». Однако примерным поведением в классе отрок не отличался. В журнале есть такая запись: «13 декабря за дурные слова стоял в углу; 19 декабря за леность оставлен без обеда»; 20 декабря за то, что занимался во время класса священника с игрушками, оставлен без чаю». По словам драматурга Николая Сушкова, который учился вместе с Гоголем в гимназии, никто не верил, что из «Таинственного карлы» получится гениальный писатель, потому что во время учёбы он был «самым нерадивым и ленивым среди всех учеников». Но он мог увлечь своими рассказами так, что в классе начинался сумасшедший хохот, даже несмотря на присутствие учителя. А поскольку уроки нравственного воспитания дополнялись розгой, талантливому пересмешнику и пародисту не раз приходилось отведывать берёзовой каши.

В Нежинской гимназии силами учащихся издавались рукописные журналы: «Звезда», «Рассвет Севера», «Метеор литературы» и даже «Навоз Парнаса». Гоголь принимает активное участие в издательской деятельности, помещает в гимназических журналах не только свои стихи, прозу, но и не лишённые таланта иллюстрации.

Усматривается закономерность, заключающееся в том, что для одарённых детей необязательный, вариативный компоненты образования становятся предпочтительнее обязательного (инвариантного), особенно если последний не отвечает их интересам. Вот почему к дополнительному образованию в школе мудрые руководители и педагоги относятся очень серьёзно.  Дело в том, что одарённые дети не приемлют всякой императивности, категоричности - они активно прокладывают свою собственную образовательную траекторию, часто наперекор или далеко в стороне от той, которая предусмотрена обязательной программой. Ученики, о которых идёт речь, как правило, противятся авторитарному стилю преподавания. Они терпеть не могут, когда им что-то навязывают: на дух не переносят обязательные списки для чтения, в упор не видят пошаговые инструкции и предписания, считают ниже своего достоинства следовать алгоритмам, знать не хотят клише для написания творческих работ и очень не любят решать тесты, которые предлагают выбор верного ответа из нескольких формулировок. Информированию извне наделённые талантом ребята предпочитают формирование себя изнутри - по велению собственного внутреннего голоса (даймона - в терминологии Платона). Они прислушиваются к мнению только тех людей, которых удостаивают уважения. Ю.В. Трифонов в «Доме на набережной» называет таких учеников «осьминогами». Они, игнорируя не допускающий выбора (императивный) компонент образования, реализуют свои образовательные потребности и интересы в чём-то другом – выходящем за рамки инвариантного учебного плана и допущенного к использованию перечня учебников.

Одна из странностей Гоголя заключалась в том, что он любил подолгу наблюдать за происходящим, при этом словно выпадал из реальности. У окружающих создавалось впечатление, что будущий автор «Вия» видит в обычном то, что не дано узреть другим. «Таинственный карла» был одарён не просто способностью видеть необычное в обычном – он обладал тайновидением, то есть особым даром наблюдения, которое Александр Секацкий определил как «инферноскопическое зрение».  Оно-то и позволяло ему видеть в «фильме земной жизни» то, что скрывается между кадрами и показывать в своих произведениях, если провести аналогию с квантовой физикой, реальность электрона между разрешенными орбитами. Благодаря своему инфернозрению гениальный уроженец Полтавской губернии как-то ухитрялся выхватить из повседневной реальности «Бог весть что» и «черт знает что» - это любимые выражения Гоголя.  Вот поэтому, казалось бы, самые обычные вещи - галушки, портрет, шинель, красная свитка, кошечка, нос - превращаются под пером Гоголя в волшебные, магические. Это-то и привлекает детей в книгах Николая Васильевича, зрение которых в силу возрастных особенностей чем-то подобно зрению автора, о котором идёт речь. И ещё: если Лермонтов психологичен, то Гоголь антипсихологичен или допсихологичен. В его произведениях почти нет психологического континуума, которое усложняет, замедляет, «ускучняет» восприятие текста. Творения Николая Васильевича чем-то напоминают кукольный театр, сказки, мультики, которые так любят дети. Недаром его произведения вдохновляли талантливых мультипликаторов. Он мастер фантастического изображения, казалось бы, самого привычного, будничного. В книгах Гоголя часто стирается грань между реальным и нереальным. Фантастическое у него неожиданно вырастает из самого что ни на есть обыденного, банального: кто ещё, кроме него, может увидеть в пропавшем носе статского советника или какие кренделя выделывает «задними ногами» муха, когда садится на сахар? Гоголевская странная, сдвинутая, «свихнутая» художественная реальность развивает у юных читателей чувство юмора, воображение, учит их наблюдательности, помогает видеть необычное в самом обычном, странное в общепринятом, что является, как известно, одним из важнейших показателей развития творческих способностей, которые сегодня востребованы как никогда.

С педагогической точки зрения Гоголь интересен ещё и тем, что он может быть рассмотрен не только как ученик, но и как педагог, а точнее - как преподаватель Женского патриотического института для благородных девиц и Императорского Санкт-Петербургского университета, но это уже тема другой статьи.

Аркадий ГУСЕВ, кандидат педагогических наук.

Иллюстрации: народный художник России Борис НЕПОМНЯЩИЙ.

Читайте также: «Свой брат. Образовательная траектория М.Ю. Лермонтова».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться: