«Стратегический приговор» для ЖКХ

04 февраля 2016, 15:45 / 0
Тэги: 

В Новгородской области всем муниципалитетам придётся пере-дать свои предприятия в распоряжение губернских властей уже в 2016 году.

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в мае 2015 г., большинство граждан (55%)   считает несправедливой сумму, которую они платят за коммунальные услуги, 63%  опрошенных назвали стоимость коммунальных услуг завышенной. При этом более других ощущают дороговизну жилищно-коммунальных услуг жители небольших городов с населением от 50 до 100 тыс. человек (75%). Наибольшая неудовлетворённость граждан связана с антисанитарным состоянием лестниц и нерегулярной уборкой подъезда (38%), плохим состоянием крыш, стен и потолков (36%), прогнившими и неисправными водопроводными и канализационными трубами (33%), антисанитарным состоянием подвалов (27%), неисправностью дверей, оконных рам, балконов (24%), частыми поломками лифтов (11%).Вместе с тем, уже более половины респондентов стали удовлетворительно оценивать качество коммунальных услуг, а 12% опрошенных отметили улучшение их качества, преимущественно это жители малых городов (20%) и сел (15%).

Это цитата из свежего правительственного документа – Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой в конце января нынешнего года. Правду сказали наши граждане опрашивальщикам или слукавили – на их совести. Но правительство исходя именно из этих цифр наметило планы на ближайшее будущее.

Планов этих - громадьё и касаются они всех и всего: и людей – собственников жилья  и управленцев, и имущества – домов, инженерных сетей и того, что из этих сетей к нам поступает.

В управлении домами ставку предполагается делать на профессионалов – управляющие организации. Для этого усовершенствуют их лицензирование, проработают вопрос о создании профессионального общественного объединения управляющих организаций (видимо, что-то типа СРО). Помогут и собственникам. Например, предполагается, что в скором времени с помощью единой электронной информационной системы ЖКХ можно будет голосовать на общем собрании собственников не вставая со стула – в Интернете. Там же можно будет оплачивать счета за ЖКХ, заключать договоры, подавать заявления, заказать аренду крана манипулятора. Прямо сказка, а не жизнь.

В части оплаты ставится задача сформировать новую модель правоотношений по оплате коммунальных услуг, предусматривающую повышение ответственности потребителей за своевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, а также ответственности ресурсоснабжающих и управляющих организаций за качество коммунальных услуг и ресурсов путем введения штрафов за нарушение параметров качества оказываемых услуг. Предполагается также ввести скидки для потребителей, если они оплачивают услуги предварительно.

Взносы на капитальный ремонт никто отменять не собирается. Правда, основным способом накопления денег предполагается сделать не «общий котёл», а систему специальных счетов – когда каждый дом копит на свой ремонт отдельно, хотя и не сам по себе, а с помощью регионального фонда капремонта. Перед региональными и местными органами власти ставится конкретная задача на 2016 год по безусловному исполнению  взятых на себя в соответствии с утвержденными региональными программами капитального ремонта обязательств. Это необходимо для повышения доверия граждан к работе новых систем капитального ремонта, для которых ничего не может быть лучше, чем демонстрация положительных и реальных примеров работы системы (это опять цитата). Понимает правительство и то, что действующие программы капитальных ремонтов частенько просто врут, поскольку составлялись впопыхах. Поэтому велено обратить особое внимание на их приведение в соответствие с реальной жизнью. А ещё планируется помочь собственникам отремонтировать свои дома пораньше, чем это предусмотрено программой. Для этого предполагается создать систему, когда по решению собственников можно будет брать в банке кредит под льготные субсидируемые государством проценты и на его средства делать ремонт, а расплачиваться с банком постепенно – за счет ежемесячных обычных взносов на капремонт. Тогда система станет не совсем накопительной, поскольку не надо вначале копить, а потом тратить на подорожавший ремонт существенно «подтаявшие» из-за инфляции деньги на банковском счете.

Кстати, счета с накоплениями на капремонт планируется сделать депозитными -  чтобы банки в обязательном порядке начисляли на них проценты. Правда, если вспомнить сколько некоторые банки начисляют процентов по депозитным счетам частных вкладчиков, то перспектива всё равно не очень вдохновляет.  Не забыли даже о так раздражающих людей комиссионных, которые взимает банк при оплате квитанции за капремонт. Правда, напрямую отменять эти поборы правительство вроде пока не готово, ограничившись в Стратегии туманной «необходимостью проработки вопроса». Но хорошо уже то, что проблема замечена и нашла отражение в документе. Можно надеяться, что решится в пользу граждан.

Планируется привлечь частные инвестиции в сферу жилищно-коммунального хозяйства, ликвидировать неэффективное управление объектами жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемое унитарными предприятиями. Правда, не очень понятно, где проходит грань между «эффективными» и «неэффетивными», но задача поставлена жёсткая – в течение 2016 года 100% «неэффективных» МУПов и ГУПов, поставляющих нам коммунальные услуги (воду, тепло) должны уйти в частные руки по договорам концессии. Кстати, совершенно официально в Стратегии признано, что муниципальные предприятия в малых городах (до 250 тысяч жителей) априори не могут быть эффективными, а потому и тарифы у них, например, на воду, являются неоправданно высокими для населения. Поэтому рецепт, выписанный правительством – консолидировать (то есть объединить) такие предприятия на уровне субъекта Федерации (читай – передать в областную собственность), а уже объединенные активы – всё равно передать в концессию.

Звучит, конечно, убедительно. Правда, на уровне нашей области есть печальный опыт такой консолидации и создания на её основе ныне обанкротившегося «Новжилкоммунсервиса». Тогда в его состав коммунальные предприятия областного центра не вошли и печальная судьба областного предприятия их обошла стороной. Но и концессии не было – просто было создано областное государственное предприятие.

Впрочем, гадать бессмысленно, поскольку Стратегия – документ, подлежащий практической реализации и очень вероятно, что уже в этом году споры муниципальных властей с областным начальством о будущем коммунальных МУПов прекратятся. Придётся и консолидировать, и передавать в концессию.

Интересные планы намечены в тарифном регулировании. Во-первых, цены должны будут устанавливаться на три года, а не на один, как сейчас. Приятное новшество, если конечно по прошествии трех лет цены не будут разом увеличиваться и за прошлое и на будущее. Иначе приобретение может оказаться сомнительным. Во-вторых, в ценах должна учитываться прибыть поставщиков ресурсов. Цифры называются вроде небольшие – около 5%. Но важен принцип – сфера ЖКХ должна стать официально прибыльным делом для тех, кто за этим вообще-то туда и приходит. Наконец, предлагается решительно покончить с неэффективными способами выработки коммунальных ресурсов. Предлагается осторожно внедрить при регулировании цен на тепло метод «альтернативной котельной». Это когда цену на тепло согласовывают теплоснабжающей организации исходя не из её огромных и неэффективных затрат, которые она покажет в бумагах, а исходя из некой идеальной модели -  сколько могло бы стоить тепло, если бы его здесь производила современная экономная котельная (та самая теоретическая «альтернативная»). Понятно, что в этом случае цена для реальной, а не «альтернативной» тепловой организации окажется куда меньше её аппетитов и реальных затрат на запущенное хозяйство. Но тогда и стимул появится это хозяйство привести в порядок, иначе разоришься. Чтобы не наломать дров этот новый метод первоначально планируется внедрять «точечно» - по решению губернаторов и с согласия глав муниципальных образований.  

Запланирован и эффект от практической реализации Стратегии. Так, к 2020 году доля расходов на коммуналку средней семьи в совокупном бюджете должна снизиться с нынешних 12,1% до 11%; уровень потерь тепла уменьшиться с 10,7% до 9,9%; потерь холодной воды – с  21,6 до 17,6%. Неплохо, но цифры всё равно большие – будь то по семейным расходам, будь то по потерям, оплачиваемым, понятно, нашими – потребительскими кошельками.

Впрочем, Стратегия – это всё-таки план. Его ещё надо реализовать. Может и хорошо, что цифры там не впечатляющие. Зато, будем думать, реальные. 11% меньше, чем 12, хотя больше, чем 10. Это я про расходы на коммуналку в семейном бюджете.

Радует и то, что Стратегия не предусматривает революций. Реформа ЖКХ уже порядком поднадоела всем. Жить по постоянно изменяющимся правилам тяжело. Это даже не нами подмечено: не дай  Бог жить в эпоху перемен. Хочется уже перестать заниматься процессом, а просто жить в уютном и исправном жилье, расходы на которое должны быть заурядными и  не устраивать ежемесячно пустыню в семейном кошельке. 

 Константин ДЕМИДОВ,

заместитель председателя Думы Великого Новгорода

Поделиться: