Итальянки на севере

Гоголевский эвфемизм «попользоваться насчёт клубнички» приобретает другое значение.

У аграриев Северо-Запада – новое поветрие:  они берутся за выращивание «нетипичной продукции» - ягод.

Особый восторг это вызывает у региональных медиа. Во-первых, вроде бы экзотика – по сравнению с привычными овсом, картошкой и капустой. Много ли словесных кружев навяжешь вокруг прозаической картошки? А тут – есть где разгуляться. На профессиональном жаргоне такие темы раньше назывались «самоигральными»: само упоминание, допустим, клубники или малины уже пробуждает интерес читателя (ему помогают воображение и пресловутые «вкусовые сосочки» читателя, немедленно реагирующие на «сладкую тему»).

Благо примеры найти можно. Писали о семье Сергеевых из Крестецкого района Новгородчины, взявшихся выращивать клубнику. Писали о Шумских из Нового Села в Новгородском районе, о Ковалёвых из Сергова…

Но, положа руку на сердце, никакой экзотики в ягодоводстве нет. Как нет, строго говоря, никакой «клубники» - это всего лишь прозвище сладкой ягоды, которая правильно называется Fragаria ananаssa, садовой земляникой. Земляникой! Той, которая успешно растёт и сама по себе на широтах СЗФО. Разница разве что в том, что земляника лесная нетехнологична при сборе урожая, да и объёмы самого урожая непредсказуемы даже в большей степени, чем урожай любой сельскохозяйственной культуры в нашей «зоне рискованного земледелия».

У восторга есть и ещё одно слагаемое: в СМИ всё меньше сотрудников, хоть что-нибудь понимающих в сельскохозяйственной тематике – в особенностях технологий и экономики аграрного сектора. Иначе они попытались бы доискаться до вполне естественной тяги фермеров к тому, что кажется «экзотикой». Владельцу плантаций, в отличие от животновода, не нужны непростые зоотехнические познания, не требуется постоянный контакт с опытным ветеринаром… Ему достаточно верить в себя и трудиться.

Это не значит, однако, что в его деле нет трудностей. Но трудности эти связаны совсем не с широтой, на которой расположена плантация. Выращивают клубнику и гораздо севернее – скажем, в Архангельской области. Правда, не на берегах Белого или Баренцева морей, а гораздо южнее. Например, в Красноборском районе (это рядом с Котласом). Там мы и познакомились  с Владимиром Ананьиным, который занимается ягодами уже шестой год. Начинал он с малины и 200 кустов клубники. Сейчас ему уже не до малины – 25 тысяч кустов, плодоносящих с июня до октября, доставляют достаточно забот.

Владимир родился в Красноборске, учился в Архангельске, там стал предпринимателем. Но когда родился сын Платон, продал и вместе с семьёй вернулся на «малую родину». Местность, в которой расположены четыре десятка теплиц Ананьина, можно сказать, почти идеальна для его бизнеса.  Населённый пункт невелик, асфальт – в отдалении, это – почти гарантированная защита от разбойных налётов на плантацию.

Проблема же у Владимира и Марины Ананьиных – та же, что и у других их коллег: качественный посадочный материал. Отечественная рассада и её поставщики отсутствуют как таковые. Кустики приходится выписывать из-за рубежа. И зависеть от добросовестности контрагента. Ананьин жалуется, что польские поставщики часто подводят, обманывают. Он делает ставку на клубнику от итальянских селекционеров. Всегда ли будут надёжны связи с Апеннинским полуостровом – в нынешней ситуации не сможет ответить никто.

Спрашиваем: какой урожайности фермеры хотели бы добиться? Отвечают: 500 граммов с куста (столько он может дать за весь срок плродроношения, который составляет два года), а для ремонтанной клубники – 800 граммов. И собирать за сезон 10 тонн ягод.  Пока до этой отметки им далековато. Хотя прогресс очевиден: начинали с одной тонны за сезон, дошли до четырёх с половиной…

Плантация даёт работу 14 сотрудникам. Ананьин-младший, Платон, в их число не входит. Но постоянно крутится в теплицах, когда дело доходит до сбора урожая.

- А тебе папа платит за работу?

- Да, десять рублей за контейнер.

Контейнер – это такой маленький пластиковый, в каких обычно продаются ягоды.

- А сам ты, небось, уже  ягоды и не ешь – надоели?

Ещё как ест! Ананьинская  клубника так просто надоесть не может: на плантации представлены 25 сортов итальянской Fragаria ananаssa. У них не только урожайность разная, но и вкус.

Коллеги пересказали историю, которую слушали от Владимира. Как-то тот приехал в деревню перед Новым годом и услышал отчаянное кошка хвостом примёрзла ко льду. Горячей водой вызволил её из ледового плена. Киске повезло, что фермер решил заглянуть в своё хозяйство в такое время. Находке дали имя Удача и приют в своём доме. 

Сам я эту мохнатую Удачу не видел. Но надеюсь, что она добрых людей не покинет. А  удача им понадобится.

Как и всем аграриям, которые уже взялись или ещё возьмутся за производство ягод.

Поскольку сбыт такой продукции не имеет у нас пока устойчивой традиции и вызывает немало проблем. Фермеры Ананьевы, например, сотрудничают с молодыми предпринимателями, которые изготавливают клубнику в шоколаде. Но промышленного размаха это дело не имеет и едва ли в архангельской глубинке его получит: изысканный десерт идёт на изысканные и дорогие подарки, а значит, готовится только по заказу и малыми партиями.

Пожалуй, это общая особенность фермерского ягодоводства. Даже 10 тонн садовой земляники – не то количество, с которым можно претендовать на обширный рынок сбыта. Перспективы здесь – сугубо региональные: накормить вкуснятиной окрестные населённые пункты, один-два небольших города.

Это тоже труд почётный: все мы любим полакомиться, всем нам нужны «живые» витамины. Однако ягодоводство не сможет заменить такие важные отрасли сельского хозяйства, как овощеводство или животноводство. С последним у нас на Новгородчине дела, как известно, весьма нехороши. А клубника, малина и – в перспективе – смородина пригодятся не столько для улучшения жизненно важных показателей деятельности АПК, сколько для того, чтобы обеспечить  занятость сельского населения.

Сергей БРУТМАН

Фото автора.

Поделиться: