Как играючи запомнить?
Школьная мнемотехника - подчас кажущиеся бессмысленными стишки или скороговорки, в чьих рифмах и ритмах зашифрованы правила, которые следует заучить и запомнить, - существует с давних пор. Некоторые из них дошли до нас с гимназических или бурсацких времён. Они реально помогали учащимся. Во всяком случае, тем, кто обладает образным мышлением. Что до внешней нелогичности этих рифмовок, в том не было беды: кто помнит своё детство, знает, что «бессмысленность» дразнилок или хулиганских стишков не только никого не смущала, а скорее наоборот - всё это запоминалось куда быстрее, чем чудесные стихи классиков.
Я предлагаю оригинальный и неплохо зарекомендовавший себя на деле способ усвоения группы орфографических правил по теме «Чередования гласных в корне». Слова на эти правила часто встречаются в контрольных диктантах и в заданиях ВПР, начиная с 5-го класса. Не запомнив их, невозможно решить задание №9 ЕГЭ по русскому языку.
Я предлагаю разделить все чередования в корне на три подгруппы.К первой отнесём правила, в которых написание гласной зависит от ударения. Заметим, что орфографические правила «работают» только для тех слов, в которых гласные находятся в безударном положении, то есть когда у нас возникает сомнение: писать а или о? В ударном положении вопросов не возникает: вместо слова загар не напишешь загор.
1. В корнях, связанных с горением,
в случае сомнения
О пиши без промедления:
загОреть , угОреть.
2. ТВОР или ТВАР?
Если неясно,
«твОри» О,
не гадай напрасно:
твОрить, сотвОрить
Искл.: утвАрь.
3. В корнях ПЛОВ – ПЛАВ,
где есть вода,
в «мутном» случае только А.
Например: сплАвлять, поплАвок.
Искл.: плОвец, плОвчиха.
4. ЗОР - ЗАР – засомневался?
Ква –ква – рисуй А:
зАря, озАрять
Вторая подгруппа правил требует от нас просто посмотреть на букву, которая находится за корнем:
- КЛАН - КЛОН? –
то-то и онО,
что в спорном случае
перед Н – может быть только О:
склОнение, наклОниться.
- ЛАГ – ЛОЖ?
И здесь немудрено:
перед Г пиши А,
а перед Ж «полОЖи» О.
ПрилАГать, слОЖить.
- В корнях, связанных с ростом,
перед ст и щ-а
в неясных случаях «вырАстет» А:
рАсти, вырАщивать
Искл: РоОстовщик РОстислав уехал в РОстов.
- СКАК – СКОЧ?
Грациозно и легко перед
перед Ч «выскОЧит» О,
а перед Ка - Аа:
скАкать, вскОчить
Искл.: скАчок, скАчу.
- Если в слове суффикс А,
в корне И пиши всегда.
Вот пример – запоминАй:
ноги вытЕр – вытирАй,
а также:
выбЕру – выбИрай,
выдЕру – выдИрай,
выжЕг – выжИгай
запЕр – выпИрай,
замЕр – замИрай,
застЕли – застИлай,
блЕстел – заблИстал,
отнИмал, проклИнал.
И ещё:
вычЕсть – вычИтание.
Исключение: сочЕтать, сочЕтание.
К третьей подгруппе относятся слова, правописание которых зависит от их значения.
- Корень МОК воду пропускает,
а корень МАК – в воду окунает.
ПромОкнуть под дождём,
Но мАкать печенье в молоко.
- Если ровный, гладкий,
пиши РОВН – и все в порядке.
А если что-то ничем не отличается,
РАВН писать полагается.
Например:подрОвнять волосы (сделать ровными, гладкими),
но урАвнять в правах (поставить знак равенства между ке-то)
Искл.: рАвнина
Чтобы запомнить правила о чередованиях в корне, я рекомендую читать рифмовки не только про себя, но и вслух. Желаю успехов!
А.Г. ГУСЕВ, учитель русского языка