Один автомобиль на троих

Другого расклада трудно ожидать.

Среднестатистическому работнику в России на новый автомобиль нужно копить почти восемь лет, при этом быстрее других это могут сделать жители Чукотки, ЯНАО и Магаданской области, а жителям республик Северного Кавказа дольше всего придётся откладывать сбережения для покупки новой машины, свидетельствует исследование РИА Новости.

По официальным данным, парк легковых автомобилей в России насчитывает порядка 50 миллионов машин, то есть в среднем один автомобиль приходится на трёх человек. Для большого числа семей личная машина перестала быть роскошью.

По оценкам экспертов, в последние годы, несмотря на объективные трудности, автомобильный парк продолжал уверено расти. В кризисном 2020 году на фоне пандемии в РФ было продано 1,6 миллиона новых автомобилей, однако в 2021 году в результате сокращения автопроизводства из-за дефицита чипов было продано уже 1,5 миллиона новых машин. В текущем году наблюдается сильное снижение продаж из-за остановки производства и импорта со стороны многих иностранных брендов, но уже в третьем квартале аналитики отмечают рост параметров авторынка.

В исследовании отмечается, что далеко не всем по карману приобретение автомобиля, в особенности нового или престижного. Согласно оценкам экспертов, стоимость среднего нового автомобиля в России в 2022 году составляет порядка 2,3 миллиона рублей, а средняя цена подержанной машины – 1,2 миллиона рублей. Для многих работающих людей накопить такую сумму непросто, подчеркивают эксперты.

Для того чтобы выяснить, насколько быстро жители регионов могут накопить на автомобиль, и проследить региональные различия в этом аспекте, эксперты РИА Новости подготовили рейтинг. В качестве основного показателя, по которому ранжировались регионы России, выступает количество лет, необходимых для накопления работником с медианной зарплатой суммы, равной стоимости нового автомобиля.

Предполагалось, что на покупку автомобиля ежемесячно откладывается 50% от зарплаты, накопления весь срок не тратятся и размещены на вкладе по ставке на уровне 7,5%, а проценты капитализируются каждый месяц. 

Согласно исследованию, даже при откладывании на покупку автомобиля 50% трудовых доходов, среднестатистическому работнику, чтобы накопить 2,3 миллиона рублей на новый автомобиль, нужно 7,6 года. И это при условии неприкосновенности сбережений и капитализации процентов на банковском вкладе. Модельный срок накопления примерно такой же, как и год назад. Эксперты объясняют это неплохим ростом номинальных зарплат и сильным изменением структуры продаж новых автомобилей в сторону более дешёвых моделей, что позволяет сдерживать рост средней стоимости новой машины.

При этом аналитики отмечают в этом аспекте заметную разницу между российскими регионами.

Согласно исследованию, быстрее всех получится накопить крупную сумму жителям Чукотки, хотя с приобретением автомобилей в этом регионе есть некоторые сложности. Из-за его удалённости и малочисленности населения официальных дилеров тут практически нет, поэтому машины приходится специально заказывать из других регионов и доплачивать за доставку на Чукотку несколько сотен тысяч рублей. Несмотря на это, жителям Чукотки нужно всего 3,7 года, чтобы накопить на новый автомобиль, что более чем вдвое меньше срока накопления в среднем по стране.

Второе место в рейтинге занимает ещё один северный регион – Ямало-Ненецкий автономный округ, который ненамного отстал от лидера. Здесь среднестатистический работник может накопить необходимые 2,3 миллиона рублей за 3 года и 10 месяцев. На третьей строчке располагается Магаданская область, где копить на новую машину придётся 4,3 года. Близкий результат также в Ненецком автономном округе и на Камчатке (4,4 и 4,6 года соответственно). Лидерство этих регионов определяется высокими зарплатами в добывающих отраслях и в рыбной ловле, поясняют эксперты.

В десятку лидеров вошла Москва, где срок накопления на новый автомобиль составляет 4,7 года. Из нашего СЗФО в топ-10 попала Мурманская область с периодом накопления в 5,7года. Санкт-Петербург расположился на 11-й строчке в рейтинге. Здесь среднестатистический работник может накопить на автомобиль за 5,8 года.

У замыкающих рейтинг регионов (в основном, это кавказские территории) работник со среднестатистической зарплатой будет копить на новую среднюю машину более 10 лет, а в двух регионах на последних местах (Кабардино-Балкария и Ингушетия) – 11,3 года. Эксперты поясняют, что в этих регионах исторически невысокие зарплаты.

Многие россияне, задумываясь о приобретении машины, понимают, что накопить на новый автомобиль нереально, и предпочитают выбрать подходящий вариант из подержанных транспортных средств. Тем более рынок подержанных автомобилей намного больше.

Обычно в год продаётся порядка 6 миллионов бывших в употреблении машин. И средняя цена на подержанный автомобиль, по оценкам экспертов, составляет сейчас 1,2 миллиона рублей, что почти вдвое меньше средней цены новой машины.

Лидируют по минимальному сроку накопления на поддержанный автомобиль Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Магаданская область, а замыкает первую четвёрку регион из нашего СЗФО - Ненецкий автономный округ. Только в этих четырёх регионах копить на б/у машину нужно менее 2,5 года.

Посмотрим, какова ситуация у нас и у других наших соседей по округу. Республика Коми, Архангельская и Ленинградская области заняли позиции в первой двадцатке рейтинга с периодом накопления средств на новый автомобиль в 6,8 лет, 6,9 лет и 7,2 года соответственно. На подержанные же колёса комичам и архангелогородцам придётся откладывать денежки в течение 4 лет, а жителям Ленобласти 4,3 года.

В Карелии и Вологодской области, разместившихся на 23-й и 26-й позициях, получится купить новый автомобиль через 7,7-7,8 лет, а подержанный быстрее – через 4,7-4,8 лет.

Жителям Новгородской и Калининградской областей, занявших строчки рейтинга ниже 40-х, придётся собирать накопления на новое авто в течение 8,8 лет, а подержанную тачку можно будет прикупить через 5,3 года. Псковичам, оказавшимся на невыгодной 72-й позиции, потребуется времени и того больше: на новенький автомобиль необходимо будет откладывать средства 9,8 лет, а владельцем б/у авто можно стать через 5,9 лет.

Каков прогноз? Эксперты отмечают, что в последнее время цены на автомобили резко выросли, а многие модели вообще невозможно купить из-за дефицита. Это сказывается на способности накопить на автомобиль, так как зарплаты растут намного медленнее, чем цены на машины.

«В части новых автомобилей такая динамика смещает спрос в сторону более доступных моделей и с меньшим количеством опций. Кроме того, многие покупатели откладывают приобретение автомобиля до более стабильных времён», - говорится в пояснительной записке к исследованию.

По прогнозам аналитиков, в среднесрочной перспективе ситуация с производством массовых моделей и импортом новых иностранных автомобилей стабилизируется, поэтому можно ожидать некоторого увеличения объёмов продажи новых автомобилей. Однако прогресс в способности работников накопить на приобретение автомобиля в ближайшее время, вероятно, будет очень слабым, заключают эксперты.

Екатерина ВЕЛИХОВА

Иллюстрация: плакат В. Корецкого, 1950 г.

Поделиться: