Песнь Сирены на трассе М-11

30 марта 2016, 16:32 / 0
Тэги: 

2016-й год обещает стать рекордным по сумме инвестиций в строительство той части скоростной дороги М-11, которая проходит по территории Новгородской области.

Планируемый на 2016 год объём инвестиций составляет 37, 118 миллиарда рублей. Для сравнения: в 2014 году в строительство было вложено 14,245 миллиарда, в 2015-м - 22,577 миллиарда рублей.

Оживление связано с тем, что заканчивается строительство 6-го этапа дороги, «нанизавшего» на себя Окуловский, Маловишерский и Новгородский районы, и начато строительство 7-го этапа, пролегающего в Новгородском и Чудовском районах.

Взаимодействию местных властей и строителей было посвящено очередное заседание  рабочей группы в Великом Новгороде, которое провели  28 марта новгородский губернатор Сергей Митин и председатель правления ГК «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах.

Главных тем нашлось три. Одну из них губернатор назвал «самым напряжённым моментом в наших взаимоотношениях». Речь - о состоянии местных дорог, по которым движутся большегрузы, занятые на строительстве. Не случайно на совещание пригласили глав районов, по которым проходит скоростное шоссе. Губернатор призвал их «объяснять людям» неизбежность временных трудностей, создавать ради «самой масштабной стройки в стране» обстановку «творческую» вместо «напряжённой и раскалённой», но у глав - своя головная боль.   

Некоторые из них пытались делать вид, что всё под контролем. Скажем, глава Новгородской района Анатолий Швецов, заявив, что «местами мы возмущены», заверил начальника губернии, что ему удаётся, так сказать, договориться с возмущённым населением. Действительно, насколько нам известно, в Село-Гора и Тёсове-Нетыльском намечавшаяся стихийная акция жителей, намеревавшихся перегородить свою дорогу, пропуская только легковой транспорт, не состоялась. Но как долго сможет Швецов сдерживать эмоции граждан - вряд ли знает и сам глава района.

Мирно был настроен и глава Крестецкого района Сергей Яковлев. Наверное, долг президента «Совета муниципальных образований Новгородской области» - подавать пример коллегам в создании «творческой обстановки».

Между тем именно в Крестецком районе берёт начало одна из самых проблемных сегодня дорог, вдребезги разбитых строителями «столичной» автотрассы: Крестцы - Окуловка.

«Дорога не в хорошем состоянии, но жить можно», - обмолвился губернатор. На самом деле - «жить» с такой дорогой очень трудно, почти невозможно.

Тому есть подтверждение: на днях прокуратура Новгородской области подала в суд очередной иск на «Новгородавтодор», требуя отремонтировать на её 25-километровом отрезке 17 участков, где выбоины «не позволяют осуществлять движение транспорта с разрешенной скоростью».

С дорогой между Крестцами и Боровичами областное правительство связывает определённые надежды, пытаясь передать её в ведение Российской Федерации. Логика в этом есть: после ввода в строй 6-го этапа М-11 эта региональная дорога может стать связующим звеном между пригодной для передвижения частью новой трассы и полностью действующей бесплатной М-10 «Россия». Тогда плотность транспортного потока здесь возрастёт, и области самой будет трудно поддерживать покрытие в хорошем состоянии. Возможна ли такая передача в принципе, соответствует ли региональная дорога федеральным требованиям по различным параметрам, пока говорить трудно. Наверное, многое будет зависеть от возможностей лоббистов, которых губерния найдёт в столице. Но в сегодняшнем виде это шоссе, конечно, не удовлетворит никого.

Боровичская глава Марина Костюхина пыталась выторговать для своего района ремонт именно этого шоссе. «Мы же сделали участок, по которому ездили, куда же больше?» - с усмешкой ответил управляющий проектом АО «Мостотрест» Борис Сакун.

Да,  торговаться со строителями трудно. Тем важнее определить «правила игры» до её начала. На очереди - Чудовский район, которому предстоит выдержать натиск строителей 7-го этапа дороги. Туда должны завезти 9 миллионов кубометров песка. Глава района Лариса Паюк пожаловалась, что съезды для себя дорожники не оборудовали, пытаются ездить прямо по сельхозугодьям. «Чудово - ворота в область», - заявил Сергей Митин, давая понять, что к качеству и внешнему виду дорог здесь будут предъявляться особо суровые требования.

Тем более, что из общего количества песка лишь около половины строители согласны взять в новгородских карьерах: не все наши инертные материалы соответствуют технологическим требованиям. То есть, область даже компенсацию в виде налогов с добытчиков песка рискует не получить в полной мере.

Компенсацию концессионеры предлагают в другом виде. Как сообщила генеральный директор ООО УК «Автодор» Наталья Ермилова, на территории Новгородской области будут оборудованы 3 пары многофункциональных зон, в которых расположатся мотели, кафе, места для торговли местной продукцией - сельскохозяйственной и иной. В оборудование этих зон обещают инвестировать 1,5 миллиарда рублей. МФЗ создадут предпосылки для создания 300 - 600 рабочих мест для жителей области. Заметно было, что выступление Ермиловой заворожило губернатора, как песнь мифической Сирены. «Для нас это - огромное подспорье», - сказал он. И заверил: «Все здесь присутствующие - ваши горячие сторонники».

Чтобы бороться с обаянием посулов, годится опыт Одиссея, который, чтобы не слышать соблазнительный голос Сирены, залепил себе уши воском. Воском может послужить здоровый скептицизм. Есть печальный опыт Подмосковья, где высокая цена проезда по готовому участку М-11 аукнулась низким  валовым сбором оплаты. Если концессионеры не учтут этот урок, ни 600, ни даже 300 персонам заработать на обслуживании не удастся: некого будет обслуживать.

Сергей Кельбах выразил уверенность, что многофункциональные зоны послужат не только тем, кто спешит из столицы в столицу, не глядя по сторонам, но и развитию автотуризма, для которого особенно важны «человеческие», как он выразился, условия. Явно для заманивания туристов МФЗ на трассе М-11 впервые в практике ГК «Автодор» получат собственные имена. Например, зона в Новгородском районе будет называться «Онег» - в честь имения, связанного с именем великого русского композитора Сергея Рахманинова.

Остатки усадьбы, действительно, находятся совсем рядом со скоростной трассой. Другое дело, что пребывает имение в жалком состоянии. Пока не понятно, в какой мере строители готовы вложить деньги и силы в то, чтобы привести это место в приемлемый вид. А без этого громкое имя будет звучать лишь  насмешкой.

Пётр ЧЕРНОВ

Фото: www.drive2.ru

Читать также: «М-11 громко пшикнула»

Поделиться: