Вас стандартизируют небольно

От "5 шагов развития региона" - к 31 шагу.

Давненько было не слыхать, в чём же Новгородская область опережает всю Россию. Да, пожалуй, с октября прошлого года, когда губернатор Андрей Никитин гордо заявил, что мы запускаем «первый в России проект по производству удобрения из биокомпоста». Это когда в Крестецком районе начали по японской технологии перерабатывать куриный помёт в гранулы.

Даёшь 5 туристов на 1 аборигена!

Затем – долгое молчание. Правда, промелькнуло, что новгородский бизнесмен первым в России купил за 1 800 000 долларов американский вертолёт нового поколения Bell-505 Jet Ranger X. Но имя покупателя не разглашают – так что не заносим в список достижений.  Потом мы имели шанс  первыми в стране среди малых регионов начать испытания автомобилей-беспилотников. Но отложили на второй квартал, а тут коронавирус разбушевался.

Представляю, как кручинились в правительстве региона, не получая шансов выйти с новостью на «внешний» (федеральный) информационный контур. Наконец чёрная полоса прервалась: мы первыми в РФ намерены внедрить муниципальные туристские стандарты. Об этом сообщила пресс-служба областного мининвеста, в котором действует департамент туризма (правда, не  имеющий директора).

Сами понимаете, в данных обстоятельствах весьма затруднительно уточнить, что есть муниципальный турстандарт, который разработан экспертами питерского НКО «Сонато» (СОюз НАциональных и международных Туристских информационных Организаций). Вот и на недавнем совещании по внедрению стандарта в муниципалитетах нашего региона гендиректор «Сонато» Алексей Горохов, давно занимающийся рекламой, был предельно краток: «В стандарте прописаны минимальные требования, которые максимально адаптированы к условиям области».

Если судить по презентации проекта «Муниципальный туристский стандарт Новгородской области», размещённой на портале облправительства ещё 18 марта, требования не такие уж и минимальные. Структура стандарта такова, что ответственным за туризм в муниципалитете придётся сделать «31 шаг [для] развития сферы туризма». Это вам не стратегия развития региона, которую губернатор Андрей Никитин был намерен обеспечить в пять шагов.*

*Андрей Никитин. «Диалог. Развитие. Благополучие: стратегия пяти шагов», программная статья о новых подходах в развитии региона. Увидела свет в июне 2017 года.

Сфера туризма, как Земля в восточных сказках, стоит на трёх слонах: инфраструктура, нормативная база и продвижение через событийные мероприятия. На поверку «шагов» (пунктов в плане) не 31, а 29, но это мелочи.

Самый труднопроходимый отрезок пути – инфраструктура – преодолим в 17 шагов: от нормативного состояния дорог до объекта общественного питания, от туалета до селфи-точки. Причём за прибытие в каждый пункт/шаг кто-то отвечает по поручению муниципальной власти. Чтобы пункт назначения находился в нормативном, приятном глазу и носу, состоянии. Это весьма существенно, потому что авторы презентации  ставят целью увеличить посредством внедрения стандарта туристический поток в Новгородскую область с 1 700 000 человек в 2019 году до 3 000 000 в 2025-м!

Вечером, когда туристу, прямо скажем, делать нечего...

Напомню, что 22 января с.г. на «Правительственном часе» в Облдуме министр инвестиций Денис Носачёв сообщил о турпотоке: «В 2019 году Новгородскую область посетили 468 тысяч человек». Следовательно, за 2020-2025 годы нам нужно прирастать туристами в среднем по 420 тысяч ежегодно. А не по 220 тысяч, как предписано в презентации.

Реально ли это? Наверное, да. По мнению и.о. директора «Руси Новгородской» Ольги Шармиашвили, просто «районам надо определиться с приоритетными направлениями развития туризма, понять, чем заинтересовать гостей». И для этого, по её словам, «в районах появятся информационные пункты для туристов, хорошие парковки, минимум одно средство размещения туристов и заведение общественного питания»**. Одна гостиница и одно же кафе, а то и столовая – это, несомненно, «заинтересует гостей». Хотя вообще-то районам необходимо в корне перевернуть ситуацию. Ведь сейчас 70% турпотока идёт в Великий Новгород. Для феноменального успеха нужно сделать как минимум fifty fifty (50 на 50).

**Нужно только потереть волшебную лампу, в которой прячется джинн. О выдаче ламп ответственные по туризму будут извещены дополнительно. А пока следите за туалетом и объектом общепита.

Хорошо, что заместитель председателя правительства  области Елена Кирилова напомнила: «У нашего региона значительный туристский потенциал». Просто коронавирус «ударил» по туризму сильнее всего. «Потому самое время уделить особое внимание разработке новых туристических продуктов, инфраструктуре, информационному продвижению, – справедливо убеждена г-жа Кирилова. – В этом районам и поможет стандарт».

Плюс ко всему: «Разнообразить досуг туристов предлагается проведением не менее двух [!] уникальных мероприятий в год [!!], одно из которых – вечером», была дана установка на совещании. Почему так тонко: «вечером»? Честно скажу, не знаю. Может, чтобы туристов занять…

К развитию туризма подключат и местных предпринимателей, которые «будут участвовать в организации интерактивных программ». Например, торговля сувенирами и семечками. Очень интерактивно...

А если серьёзно, ничего нового МТС нам не предлагает. Возьмите, например, перечень основных видов туризма. Ставка сделана на культурно- познавательный, рекреационный (отдых), сельский и экологический виды. Ни один из них в силу многолетней эксплуатации не имеет потенциала для рывка, для резкого роста туристического потока.

Составление реестров объектов туристского интереса и туристских маршрутов – это для отчётов. Ожидалось, что выстрелит Валдайская туристическая тропа. Чуда не случилось…

А если - по закону...

Допустим, что предложили мы эти реестры потенциальным гостям. А в приложение – инфраструктура? Дескать, имеются: парковочные места, средство размещения, объект общественного питания, комната матери и ребёнка, общественный туалет, адресные таблички… Ещё написать, что и электричество есть, и телевизоры показывают сериалы и ток-шоу, как везде, а медведи по улицам не ходят (волки да лисы – забегают, но изредка). Это же просто смешно: прописывать в стандартах XXI века наличие туалетов и селфи-точек.

Нужно хотя бы видеть, что туристы (не экскурсанты) уже давно путешествуют не в группах, а семьями или поодиночке. Их не нужно организованно водить в кафе, не нужно останавливать автобус, рекомендуя: «Мальчики – налево, девочки – направо».

Пожалуй, ни в какие стандарты современную туриндустрию не втиснешь. Тем более что содержание туроператорской и турагентской деятельности определено законом «Об основах туристской деятельности в РФ». В статье 4 этого закона сказано: «Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей природной среды;

- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации…» и т.д.

А в статье 5 разъясняется, что «стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии осуществляется… в целях защиты прав и интересов туристов».

Кстати, руководство и координацию деятельности по стандартизации в сфере туризма осуществляет технический комитет ТК №199 «Туристские услуги и услуги средств размещения» при Госстандарте России. Это, конечно, не самый сильный комитет в системе. В последнем рейтинге Росстандарта «Эффективность деятельности технических комитетов по стандартизации» ТК №199 занял 140-е место среди 181 представленных комитетов.  Тем не менее, без благословения уполномоченного органа стандарты, разработанные НКО «Сонато», нельзя считать действующими.

Увы, не очень-то обнадёживает, что после философских споров на тему «жива ж Земля Новгородская» или нет, после набившей оскомину трескотни по поводу того, что Новгород – Родина российской государственности, рубля, градостроительства и т.д., после приклеивания на традиционные ярмарки новых ярлыков – «спасовки», мининвест и «Русь Новгородская» теперь займутся инфраструктурой в муниципалитетах, креативно подойдут к разработке турпродукта, получат финансирование на строительство и ремонт дорог, гостиниц, мест отдыха и т.д.. А от всего этого радостно станет не только туристам, но и местным жителям.

Кроме того, Минэкономразвития РФ объявило, что «регионы РФ в 2020-2022 гг. получат 25 млрд руб. по госпрограмме «Развитие культуры и туризма». На это следует претендовать...

А трём лучшим муниципалитетам по итогам 2020 года правительство нашего региона обещает… преференции, то есть льготы. Неконкретно, но ведь обещано!

Вместо эпилога

Но пока приходится терпеть кликушество менеджеров «Руси Новгородской». «Новгородская область – место вдохновения Фёдора Достоевского, Сергея Рахманинова, Александра Суворова [!?] и многих других! Погружайся в историю России!». Или вот (тоже со странички «Руси» в «ВКонтакте»): «Знаете ли вы, что в Новгородской области есть усадьба времён Ивана Грозного?.. В середине XIX века [!?] на берегу Мсты был построен замок из красного кирпича, принадлежавший действительному статскому советнику Сергею Петровичу Неклюдову».

Это, знаете ли, почти из школьного сочинения: «Мы гордимся, что живём в стране, где мчалась птица-тройка Гоголя, где повесили декабристов, где убили Пушкина и Лермонтова…».

Геннадий РЯВКИН 

Фото: Арнтур ВИСНАП

Поделиться: