Путина не существует?
Кремлёвские социологи не всегда врут. У всех кремлёвских и прокремлёвских дяденек тоже были мамы, и тоже учили их, что врать нехорошо, но не смогли предугадать будущую профессию чад и предостеречь их от манипуляций при постановке вопросов, предлагаемых респондентам.
Новостные агентства со ссылкой на ВЦИОМ сообщили о восторге россиян, почти единодушном, от оглашённых главой государства мер социальной поддержки населения, так или иначе пострадавшего во время долгих «коронавирусных каникул». ВЦИОМ приводит такие цифры: обращение президента произвело положительное впечатление на 75% тех, кто следил за ним. Двукратное повышение минимального размера пособия по уходу за ребёнком для неработающих граждан поддерживают 93%, а выплаты в 5 тыс. рублей в месяц на каждого ребёнка до трёх лет с апреля по июнь - 92%. Поддержку 89% россиян получила мера по созданию условий восстановления предприятий базовых отраслей экономики при соблюдении всех санитарных норм. Запуску специальной кредитной программы поддержки занятости для предприятий пострадавших отраслей рады 72% россиян, предоставлению налогового вычета в размере МРОТ в отношении страховых взносов предпринимателям - 70%. Вообще же меры поддержки считают значимыми для населения 81% опрошенных. 73% граждан считают, что президент стремится сделать всё возможное для разрешения ситуации с коронавирусом. Ситуация в стране находится под контролем президента - считают 67% россиян.
Что, спросите, здесь не так? А то, что я не вижу в этом опросе темы достаточности предложенных мер. Это во-первых. А во-вторых, социологи явно поторопились с опросом. Они допросили своих респондентов прежде, чем президентские меры поддержки реально вступили в действие. Соответственно, опрошенные не имели представления о том, будут ли «работать» обещанные меры и какие препятствия ждут желающих их получить.
Глупо вообще-то спрашивать мирного пенсионера о щедротах для бизнеса. А предприниматели уже поняли, что на практике весьма узок окажется круг тех, кому позволят воспользоваться щедротами.
Опрос, получается, касался не мер поддержки, а ПОСУЛОВ. Хотя всякий обыватель в курсе, что не всякий посул ведёт в ЗАГС…
Вот конкретный пример.
Читаем президентский указ от 11 мая 2020 года №317 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей»: «11. Произвести начиная с 1 июня 2020 г. единовременную выплату в размере 10 000 рублей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого ребёнка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребёнком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.)».
В постановлении правительства РФ №652, принятом «по мотивам» этого указа в тот же день, соответствующий пункт (но у правительства – под номером 31) повторён (уважительно или исполнительно, разницы нет) слово в слово.
Родители, чьим детям повезло родиться в первом полугодии (то есть до 30.06) 2004 года включительно, немедленно проследовали на портал Госуслуги. И зря: при заполнении электронной формы заявления портал всем, рождённым до мая, упрямо выбрасывал дату 11.05, которая ничего не говорила ни уму, ни сердцу облагодетельствованных семей.
Разъяснения явились лишь к концу рабочего дня 14 мая. Новгородский ОПФР разослал по СМИ наставление для граждан о порядке обращения за выплатой. И здесь текст уже изменён: «…на каждого ребёнка в возрасте от 3 до 16 лет, при условии достижения ребёнком возраста 16 лет до 1 июля 2020 года (для детей, рождённых в период с 11.05. 2004 по 30.06. 2017)».
Если из указа президента следовало, что деньги полагаются и каждому, кто родился с 1 января по 30 июня 2004 года, то теперь круг счастливчиков резко сузился.
А ведь ВЦИОМ ликовал, что разовые выплаты детям по 10 тыс. рублей на каждого поддерживают 95% россиян. Теперь довольных станет явно меньше.
Мы потребовали от ОПФР разъяснения – почему так?
Ответ пришёл быстро, на следующий же день. И пресс-служзба ОПФР назвала его «официальным ответом».
«На основании Указа Президента, денежная выплата предоставляется на всех детей, которым исполнится 16 лет до 1 июля этого года, в том числе на тех, кому 16 лет исполнится с даты вступления в силу указа - 11 мая 2020 года и до 1 июля 2020 года. То есть детям, родившимся с 11.05.2004 по 30.06. 2017 включительно.
Так как детям, родившимся 1 января 2004 года, 16 лет исполнилось 1 января 2020 года, права на выплату в соответствии с данным указом у них нет. Если ребёнок родился 30 июня 2004 года, то 16 лет ему исполнится 30 июня 2020 года – право на получение выплаты у него есть. На основании Указа Президента денежная выплата предоставляется на всех детей, которым исполнится 16 лет до 1 июля этого года, в том числе на тех, кому 16 лет исполнится с даты вступления в силу указа - 11 мая 2020 года и до 1 июля 2020 года. То есть детям, родившимся с 11.05.2004 по 30.06. 2017 включительно».
Мы не можем считать и не считаем это «официальным ответом»: здесь нет ссылки на номер и дату неведомого нам подзаконного акта, регулирующего процедуру и дополняющего документы президента и кабинета министров, нет сведений о том, кто его издал. Это какая-то внутренняя ведомственная инструкция Пенсионного фонда? Или?..
Словом, мы попросили у местного отделения Пенсионного фонда разъяснений и уточнений. И ждали, что нам откроют страшную тайну: кто этот анонимный толкователь достаточно простых русских слов из президентского указа.
А пресс-служба ОПФР ответстовала (ещё более оперативно, за что - спасибо, конечно), что «это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020г. № 317 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. №249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».
Да нет, господа, ни разу не предусмотрено. В чём все могут убедиться, ещё раз перечитав цитату из указа, приведённую на 1-й странице номера.
Такие ответы принято называть: «потому что потому». Или простодушнее - «Почему? По кочану!».
Только не подумайте, что такое прочтение указа – плод местной самодеятельности. Это позиция федерального фонда – судя по тому, что в ночь на 25 мая (да, вот с такой задержкой), в Интернете появилось разъяснение именно от ПФР, касающееся точки отсчёта для благодеяния: 11 мая и никак не иначе.
Кстати, про ночь я сказал не случайно: сообщение помечено 3 часами после полуночи. Кому-то не спится: о народе думает, о 16-летних…
Ну, раз в Пенсионном фонде не хотят откровенничать – кто именно предписал такой порядок, ФИО и должность - пусть это сделают органы прокуратуры. Пусть ткнут нас носом в то место Указа (и постановления правительства), где этот порядок выплат обозначен.
Или ткнут - не нас.
А пока - одно из двух: либо верховные власти страны не умеют издавать директивы, либо кто-то порет отсебятину. И этот анонимный кто-то решил применить известный принцип «закон обратной силы не имеет» и не распространил действие документов на тех, кто родился до даты вступления указа в силу. Но это противоречит всякой логике. И букве указа – тоже. «До 1 июля» - никак не значит «с 11 мая».
Вспомнился Мимино: «Совсем тебя этот ГАИ ПФР не уважает, слушай!».
Все, допустим, уже привыкли к тому, что устные заявления В. Путина регулярно расшифровывает и перетолковывает кто-нибудь из его челяди. Подчас – фактически дезавуируя слова «национального лидера». Но то – устная речь, тут возможны и оговорки, и слабое понимание главным оратором предмета, о котором он высказывался. Но тут ведь – письменное распоряжение! И в нём круг 16-летних не ограничивался рождёнными в течение считанных недель 2004 года.
Какой вывод должен сделать всякий гражданин? Простой: 67% граждан, наивно верящих, будто бы «ситуация в стране находится под контролем президента», облажались. Нет, не находится. Более того, никакого Путина нет.
Не в смысле расхожих баек об обилии его двойников, а просто: он не существует как центр политического режима. И Путин не автократ, как бают его критики: автократа попробуй не послушайся! А является этот режим просто хорошо организованной группой лиц, которые могут действовать сообща, а могут – и в разнобой.
По апрельским изысканиям «Левада-Центра» уровень доверия В.В. Путину и так снизился за два последних года в целом по стране с 40% до 28% (только в сельской местности он на 2 пункта выше). Куда ниже-то?
А есть куда. Среди самых молодых респондентов (от 18 до 24 лет) доверяют тому, при чьём правлении прошла вся их сознательная жизнь, и вовсе 12%. Несколько лет назад правящие круги обсуждали – не понизить ли избирательный ценз до 16 лет. Ну-ну, понижайте…
А не понизите – всё равно через два года когорта молодых избирателей пополнится и теми, кого обманули в 2020-м, кого сочли несуществующими получателями поддержки. Между прочим, 16-летние 2020 года – это как раз те, чьё появление на свет государство не отметило вообще ничем, их рождение не было вознаграждено и материснким капиталом, ещё не придуманным в начале века. Они могут ощущать себя нежеланными детьми Родины. И это рейтинга «вождю» никак не добавит. Тут и обнуление не поможет, если сам ты превращаешься для избирателей в нуль без палочки. В того, кого «ГАИ не уважает».
Сергей ХЛЕБНИКОВ