Середина XX века - тоже под охраной
28 марта, во Всемирный день музеев, в конференц-зале Музея изобразительных искусств открылась ежегодная научно-практическая конференция.
- Музейные работники буквально ежедневно пишут историю, - сказала на открытии директор НГОМЗ Наталья Григорьева.
И тут нечего возразить, свидетельства - 23 доклада. В течение двух дней сотрудники музея из Великого Новгорода и филиалов в Боровичах, Старой Руссе, Валдае и Чудове знакомили с результатами своих последних научных исследований. Наработки в дальнейшем пополнят музейные экспозиции, станут основой будущих выставок.
Открыли конференцию археологи сообщениями о раскопках на месте будущего национального историко-археологического центра имени академика Янина. Чтобы быстрее приступить к строительству, необходимо завершить археологические исследования. Их ведут сотрудники Центра археологических исследований Новгородского музея-заповедника в соавторстве с коллегами из Института археологии РАН.
В прошлый сезон на новом участке - Троицком XVII раскопе были проведены подготовительные работы: убран поздний слой, территория разбита на квадраты, по которым археологи работают и фиксируют находки. Но даже в ходе предварительных работ удалось найти несколько интересных артефактов.
За минувшие столетия слой почвы здесь, конечно, перемешивался в ходе строительства, выкопки колодцев... Но культурный слой не молчит. Как рассказала Ольга Тарабардина, кандидат исторических наук, заведующая центром археологических исследований Новгородского музея-заповедника, древние предметы попадают из нижних слоёв, в которых они залегали изначально, в горизонты нашего времени. В итоге – маленькая сенсация: Андрей Шуреев, старший научный сотрудник центра археологических исследований, при снятии верхнего балластного слоя, в северной части будущего раскопа, обнаружил вислую свинцовую печать.
Печать принадлежала Варварину монастырю, впервые упоминаемому в летописи под 1138 годом. Он располагался на Черницыной улице (отсюда и название улицы), западнее места раскопок, территориально вблизи современного здания городской администрации.
К конференции А. Шуреев подготовил сообщение о комплексах керамической посуды конца XIX - начала XX из раскопа Троицкий XVII. Тут и помадные коробочки, и бутылки новгородской Богемии, тарелки, чашки, ночные вазы. Вся утилизированная посуда была разложена в разные короба – своеобразный раздельный сбор мусора.
До некоторых пор складывалось впечатление, что археологов мало интересует Новое время, дескать, для них главнее только древние культурные слои. Может быть, из-за такого однобокого общественного заказа археологам не хватало мотивации исследовать и более близкие к нам культурные слои. Пока историография не может похвастаться изобилием работ по повседневной жизни Новгорода конца XIX – начала XX веков. Но ведь история Новгорода не кончается рубежом XV-XVI веков. Приказ Минкульта 2017 года считать охраняемыми памятниками культурные городские слои до середины XX века изменил ситуацию.
Тот же комплекс посуды с Черницыной улицы может добавить новые детали к новгородским семействам Фортификантовых и Мантейфель.
Реставраторы монументальной живописи поделились наработками в сфере сохранения и изучения живописи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. Новый метод жёсткого основания для хранения руинированных настенных росписей, о котором рассказала Оксана Карякина, прост в исполнении, и делает доступной даже тыльную сторону фрагментов древней живописи.
Хранители фондов представили доклады о женском и детском образах в изделиях из фарфора и стекла коллекции Новгородского музея-заповедника, а также об образах былинного героя Садко в новгородском фарфоре.
Новыми красками заиграла история ковшика Панкратия Потаповича Крекшина из погоста Верхний Чужбой в рассказе Натальи Горминой.
Давно стоял он во Владычной палате музея. И вот теперь известна его полная история. Он использовался в богослужениях для вливания теплоты в ходе евхаристии. Попал в музей из церковного древнехранилища, туда - из церкви Рождества Богородицы села Верхний Чужбой. Тогда принято было благодетельствовать своим приходским храмам кто чем может: прихожане участвовали в этом молитвами, помещики вдобавок делали вклады. Вот и даритель корчика Панкратий также был человеком не бедным, семья Крекшиных оставила особый след в новгородской истории.
Рукописным книгам были посвящены выступления Ильи Мельникова о книгах из старообрядческих собраний в библиотеке «Братства Св. Софии», и Андрея Астафьева о рукописных списках сочинений о жизни и деятельности Петра Великого в собрании Новгородского музея-заповедника.
Для любителей истории и искусства будет интересно узнать, что почти готовы к выпуску библиографический указатель «Фонды Новгородского музея-заповедника: обзор основных научных публикаций»; альбом-каталог «Диктатура времени: произведения В.С. Сварога в собрании Новгородского музея-заповедника». Сварог – «галерееобразующая» фигура для Старой Руссы. Он не только провёл там детство, но и жил какое-то время. Его усилиями там появился в советское время культурный центр, один из его старорусских учеников стал известным художником. Альбом будет ценен тем, что художник представлен со всех сторон. Не только как официальный художник, но и автор менее известных работ , которые он делал для себя, для семьи. Нежные, лёгкие, свободные пейзажи, оригинальные гравюры. В альбом войдёт редкая публикация – акварель, вошедшая в I том истории гражданской войны, который потом был запрещён, от издания сохранилось мало экземпляров. Текстовые биографические вставки, нотные записи, записные книжки раскрывают душу этого художника.
А третий выпуск альманаха «Новгородика» (преемник журнала «Чело») в свет уже вышел. Из-за скромного тиража приобрести его трудно, но зато он есть во всех библиотеках области, туда ушло сразу 300 экземпляров.
Татьяна ВАСИЛЬЕВА