Марафон Александра Федулова

Лица новгородской «химии».

У директора СК «Актив» Александра Александровича ФЕДУЛОВА интересная биография, хотя сам он не считает, что в ней есть что-то особенное. Но, согласитесь, не каждому выпадает в жизни строить КаМАзы, БАМ и спортивный комплекс, обладая при этом любимой профессией инженера-автомобилиста. Впрочем, работа и спорт в его жизни неразлучны. Александр Александрович и сам в прекрасной спортивной форме. Буквально в начале марта он с группой новгородских лыжников участвовал в Дёминском лыжном марафоне в Ярославской области. 50 километров он пробежал за 3 часа 12 минут, это очень хороший результат, если учитывать, что победитель преодолел дистанцию более чем за два часа, а время у завершающего забег превышало 7 часов.    

Достойный уровень

- Как у вас сегодня прошёл день, Александр Александрович?

- Ничего, нормально, слава Богу. Закончились серьёзные соревнования – Первенство Северо-Западного федерального округа по волейболу среди юношей до 15 лет, 2009-2010 г.р. Участвовали 9 команд – Ярославль, Тверь, Вологда, Псков, Коми, Карелия, Великий Новгород…

- Большой состав команд? Как принимали? В чём состояла задача СК «Актив»?

- В каждой команде по 12 человек, плюс два тренера, уже 140 человек, да ещё болельщики – приехали из Пскова, Ярославля.

Такие соревнования входят в календарь Министерства спорта России. Подготовка идёт по линии министерства спорта Новгородской области. Пишется положение, отрабатываются сценарии мероприятий, утверждается список приглашённых, предлагаются гостиницы, ближайшие у нас – «Волхов», «Садко», «Россия».

Что касается финансирования, на соревнования команды отправляет министерство спорта каждого региона. Наше минспорта отпускает разнарядку, Федерация волейбола выделяет деньги на зарплату судей, врача, службы обеспечения. Нам достаётся аренда зала. Материальная база в течение недели соревнований должна отработать безупречно: инженерные сети, помещения, посадочные места, оборудование, информационное обеспечение – табло, звук, видеосъёмка…

Ситуация непростая, для меня волнительная, но, как говорится, машина завелась – она должна доехать до назначенного пункта без происшествий.

Наша команда СК «Актив» заняла шестое место. Это для нас неплохой результат, тренер Любовь Хрусталёва постаралась, подготовила команду. Ребята довольны – получили хорошую игровую практику, посмотрели, как играют другие команды. Играли в своих стенах, а то обычно едем на соревнования в другие города – Вологду, Ярославль, Белгород, Анапу, а это ведь тоже затратно.

великий новгород, ск актив

великий новгород, ск актив

- Соревнования такого уровня престижны для СК «Актив»?

- Конечно. Раньше здесь такие не проводились. Когда мы построили этот зал, стали решать, что с ним делать. Чтобы заработать, нужно выйти на хороший уровень. Получили сертификат на соответствие игрового зала для проведения мероприятий по волейболу и настольному теннису межрегионального и федерального уровня. У нас есть разрешение Минспорта России на проведение соревнований областных, зональных и российского уровня.

В апреле нам доверяют провести полуфинал Первенства России по волейболу среди юношей 2010-2011 г.р. К нам приедут команды, выигравшие зональные соревнования, из Северо-Западного и Центрального федеральных округов.

- Вы рассказываете, как опытный спортсмен и тренер…

- У меня есть специальное образование, «корочки» тренера-общественника, по лыжному спорту. Когда учился в Новгородском политехническом институте, можно было факультативно закончить курсы и получить диплом тренера, либо медика – как дополнительное образование.

Любимая специальность

- В институт я поступил в 1977 году на любимую специальность «автомобили и автомобильное хозяйство», закончил его в 1982-м. В то время это была популярная специальность, популярнейшая профессия. Знаете, в детстве я хотел быть или космонавтом, или шофёром, или машинистом.

- Выбор делали сами или посоветовали родители?

- В космонавты хотел потому, что я родился 11 апреля 1960 года, а через год Юрий Гагарин совершил свой полёт в космос, такой подарок почти на мой день рождения. Все мальчишки моего поколения мечтали стать космонавтами.

Я родился на станции Малая Вишера. Мой отец Александр Павлович работал на железной дороге. И мои дед, дядя, брат - тоже. Понятно, почему я мог стать и машинистом.

Отец был замечательным человеком, хотя вырос он в детском доме, в городе Мышкин. Оба деда воевали, один погиб на Финской войне в 1939-м, другой в 1942-м в Великую Отечественную. Отец закончил семь классов, ремесленное училище, строил Череповецкий металлургический комбинат. Потом армия, служил в Германии три года, приобрёл большой багаж знаний. После армии устроился на железную дорогу. Обслуживал участок Малая Вишера – Бологое: связь, сигнализация, светофоры, стрелки, тогда уже переходили на автоматику. Ремонтировал телевизоры, радиоприёмники, мог провести свет, радио. Мне было, у кого поучиться.

Потом мы уехали в Новгород. Мама моя, Лидия Ивановна – медсестра. В Новгороде открывались новые больницы, персонала не хватало, её пригласили в областную больницу, она отработала в детском отделении 45 лет. Отца с удовольствием взяли на железную дорогу.

Город без перекрёстков

- Когда учился в институте, старался подрабатывать, слесарил на автобазах, ремонтировал машины в автохозяйстве. Время было наполненным событиями. В 1979 году начался Афганистан. В июле-августе 1980-го проходила Олимпиада. Ситуация была сложная. Может быть, поэтому весь наш курс, сто человек, отправили на всё лето на производственную практику в Набережные Челны. Так я попал на КамАЗ, получил там первую рабочую специальность – оператор станков с ЧПУ. Я работал на огромном станке на заводе моторов, точил вал привода вентилятора. Оборудование всё было импортное, заводы занимали огромнейшую территорию. Сам город – современнейший, продуманный. Представляете – в городе ни одного перекрёстка. Дома закольцованы, в каждом микрорайоне – детский садик, школа, магазины, кинотеатр.

- Уже тогда, на КамАЗе, наверное, получили большой производственный опыт и знания?

- На заводе делал первые самостоятельные шаги, настоящая рабочая сетка на автогиганте. Я с самым невысоким разрядом получал около 200 рублей в месяц, это были хорошие деньги, плюс в столовой бесплатно кормили обедом. У меня был план – я должен был выточить 250 деталей, из них 125 сразу шли на сборочный конвейер. В смену наш завод должен был выпустить 125 моторов, а работал завод в две смены, значит, в день выпускал 250 моторов. В цехе висело большое информационное табло, его было видно со всех точек, оно подгоняло: «До выполнения плана осталось 5 деталей…». Тогда Родине нужны были машины. И я, девятнадцатилетний молодой человек, понимал: когда на тебя возлагается такая ответственность, значит, от тебя тоже кое-что зависит.

- А в Тольятти бывали?

- Да, только позже. Заводы схожи, тольяттинский – тоже гигант. Проекты одинаковые, это иностранные заводы. Модульные здания, начинённые импортным оборудованием. Литейное оборудование, металлообработка, закалка током высокой частоты – все станки были импортные, итальянские, американские, корейские…

Универсальный солдат

- Потом снова Новгород, четвёртый и пятый курсы института. При вузе была военная кафедра, мощная.

После института я написал заявление: прошу призвать меня в ряды Вооружённых Сил. В армию решил пойти, потому что ещё был призывного возраста, и в наше время было престижно отдать такой долг. Из выпуска, наверное, процентов тридцать ребят пошли в армию, другие остались работать в народном хозяйстве.

- И что для вас уготовила армейская служба?

- Мне снова повезло – меня призвали в железнодорожные войска, попадаю на Дальний Восток, в Амурскую область. На БАМ. В большую полномасштабную бригаду, механический батальон: автомобили, трактора, экскаваторы, бульдозеры… Строю БАМ.

У меня закончена военная кафедра. А на учебных сборах под Питером в течение трёх месяцев ещё прошёл рядовым курсантом трёхмесячную подготовку. Мотострелковая часть: стреляю из пистолета, автомата, пулемёта, миномёта, гранатомёта, вожу танк, гусеничный тяжёлый тягач. Мы и кроссы бегали с боевой выкладкой. В общем, получаю навыки бойца, который хоть сейчас может идти на передовую. В то время нас так учили.

Мне присвоили звание лейтенанта, и командиром взвода я отбываю на Дальний Восток.

БАМ за углом

- Какими запомнились первые впечатления?

- Романтика – еду строителем БАМа. О БАМе кричат, пишут, поют песни. Под такую эйфорию приезжаю. Захожу в офицерскую казарму: привет, ребята, где тут БАМ? Скучающие ребята лежат на кроватях, отвечают: да там, за углом. Побежал смотреть – насыпь и насыпь. Через месяц вбегает в казарму такой же, как я, молодой, интересный: ребята, где тут БАМ. Я лежу на кровати: да слушай, там, за углом.

- Романтика пропала быстро?

- Пожалуй. Строим Восточный участок. Попадаю в роту, которая постоянно работает на трассе, мы впереди, в голове, возводим насыпи. С ротой прошли 373 км. У нас порядка 100 автомобилей, передвижные ремонтные мастерские, палатки, полевая кухня.

На самом деле БАМ – это дорога мостов. Вся дорога длиной 4300 км, и на ней более 2000 мостов. Мы шутили: БАМ – это мосты, соединённые дорогой. Там, где я служил, три только больших реки – Зея, Селемджа, Бысса, не считая маленьких рек, ручейков, озёр.

Насыпь – сложное сооружение. Мы взрывали сопки, у нас был взвод подрывников, делали карьеры. Местность непростая. По Верхоянскому нагорью идёшь – верхний слой мшистый, значит, его нельзя снимать, потому что вечная мерзлота, будут прогалины – начнёт таять, и тогда сколько ни сыпь – будет дыра, потому что лёд тает. Надо делать обход. Работа тонкая, разные технологии использовали.

Моя задача была – чтобы техника исправно работала. Хорошая практика для вчерашнего студента. Техника была в основном импортная, большие закупки сделаны в ГДР. Пятнадцатитонные самосвалы. Наши КРАЗы брали по 12 тонн. Японские экскаваторы, американские бульдозеры. На самом деле, работы велись грандиозные. Техника безотказная, даже учитывая климат: зимой минус 50 градусов и ниже, летом – плюс 50 к полудню, а ночью может быть минус 1, ледок появляется где-нибудь на озере или на реке. Ледники тают, реки выходят из берегов, вода поднимается до 6 метров. Бывало, деревни подтапливало, и мы помогали людей вывозить.

Проводя по БАМу километры, натыкались иногда на БАМЛАГи, обнесённые колючей проволокой лагеря с разрушенными бараками, упавшими вышками. Дорогу-то ведь начали строить в 30-е годы.

Этот край – непроходимая тайга, там много зверя, много рыбы, места богатейшие. Медь, олово. Сам видел Огоджинский разрез, где добывают бурый уголь. Там огромные запасы, и прямо на пласту угля стоит теплоэлектростанция, уголь сразу толкают на ленту, и он идёт в топку. И таких ТЭЦ на Дальнем Востоке не одна. Железная дорога решала проблему вывоза угля в советский порт Ванино, в Комсомольск-на-Амуре.

Нашему батальону повезло – мы заложили «золотое звено» на стыковке БАМа на Восточном участке, на разъезде Мирошниченко. Он назван в честь Героя Советского Союза, железнодорожника Виктора Мирошниченко, погибшего в Великую Отечественную войну.

Я отработал на БАМе чуть более двух лет, потому что надо было закончить участок. И после этого бригаду расформировали. И я вернулся в Новгород.

Еду я на родину

- Вернувшись, чувствовали себя закалённым, много повидавшим?

- На родину вернулся достаточно опытным человеком: досталось и строить, и технику ремонтировать, и обживать новые места, срубы рубить, печки топить.

Приехал, понял, что сначала надо решать жилищную проблему. Быстро жильё давали в ЖКХ. Устроился в ЖЭУ-5, получил ключи от комнаты. Работал педагогом-организатором, проще говоря, директором клуба по работе с трудными подростками микрорайона. Улица Комсомольская, Шабровка так называемая, там был клуб «Антей». Шесть комнат на первом этаже. Бильярд и настольный теннис, кружки выжигания, рисования… Но я стал обучать подростков вождению на мотоцикле. Во дворе - гаражик. Только и успевал в детской комнате милиции отчитываться. Вообще говоря, многих ребят спас от тюрьмы – разные ситуации бывали: и мотоциклы воровали, и запчасти.

- Не остались на педагогической работе?

- Проработал там год. Ну, а потом автобиографию можно отслеживать по вехам, которые проходила страна.

Перешёл в трест «Новгородстройтранс» начальником отдела по безопасности движения. Несколько подчинённых автобаз – в Новгороде, Боровичах, Чудове. Задача была – обеспечить выход парка, работать с водителями. Мы обеспечивали строительные организации автомобилями – ДСК, стройтрест №48, Новгородхимстрой… Парк огромный – более тысячи автомобилей: панелевозы, самосвалы, бортовые автомобили. Выезжал на аварии, разбирал несчастные случаи, проверял подъездные пути к стройплощадкам, в общем, сидеть на месте было некогда.

Когда возникло движение МЖК, решил поучаствовать, получить квартиру. Перешёл на работу в головную автобазу водителем. Но квартиру так и не получил. Начались 90-е годы, МЖК закрыли. Автобаза разваливалась, в 91-м пришлось уйти – не стало работы, не стало зарплаты.

Грузовичок «от забора»

александр федулов- Как удалось не пропасть?

- При увольнении директор сказал: вы ещё молодые ребята, работу себе найдёте, а мне бы стариков до пенсии дотянуть. А в качестве «выходного пособия» можно было взять «автомобиль от забора». Так называли вышедшую из строя технику, выработавшую свой моторесурс, которую растаскивали на запчасти. Потом она превращается в утиль, и её сдают в металлолом. Я взял грузовичок, восстановил его и стал самостоятельно заниматься грузоперевозками, встав в 1992 году на учёт в налоговую службу как индивидуальный предприниматель. В основном, возил в Новгород продукты – из Москвы, Санкт-Петербурга. Поначалу заказов было много, платили неплохо, можно было выживать. И нравилось: сам себе придумал – сам выполняй, сколько поработаешь – столько заработаешь.

- И когда расстались со своей кочевой жизнью?

- Пока дети подрастали, семью надо было обеспечивать, учить, лечить, помогать. А с последней машиной, «Газелью», расстался несколько лет назад. На ней проехал пол-Европы. Был в Финляндии, собирал морошку, чернику. Жил, как все люди – старался заработать везде, где мог.

Где-то в 2012 году стал работать главным инженером - на стадионах «Электрон» и «Волна». Не бросал предпринимательство. По будням инженерил, на выходных работал на машине.

Человек команды

- Наверное, можно говорить о том, что СК «Актив» - ваше главное детище, замечательный результат работы последних лет?

- Профком «Акрона» предложил заняться реконструкцией приобретённого здания на улице Славная, 58. Я согласился, понимал, куда я иду, был опыт работы на спортивных сооружениях, сдаче объектов в эксплуатацию. И было интересно – начать с нуля, построить. Когда первые проектанты пришли изучать устройство старого спортивного зала, я с ними всё прошёл, посмотрел. Прикинули, как должно выглядеть в идеале, и когда все проектные альбомы соединили, я понял, что хороший подрядчик построит очень приличный объект.

великий новгород, ск актив

- Чувство гордости за сделанное присутствует?

- Видимо, в 2019-м уже настал такой период, когда хотелось сделать что-то глобальное. А потом, команда была очень хорошая. Для меня работать в коллективе – большое преимущество, я человек команды, люблю подставлять своё плечо, чтобы дело на месте не останавливалось. Я старался, тем более что люди мне доверили это дело. Во время стройки никуда не отлучался, помог армейский опыт, армейская закалка.

- Александр Александрович, чего вы хотите, чего ждёте от своей работы?

- Сейчас у нас занимаются мальчики и девочки – 100 человек на волейболе и около 50 человек на теннисе. Хочется, чтобы к нам приходили ребята. Главное – чтобы юное поколение росло здоровым, крепким, закалённым, увлечённым, умеющим достойно преодолевать трудности. Чтобы ребята умели выделять в жизни главное, не отвлекаясь на ерунду. Хочется видеть настоящих парней и девушек. А спорт даёт силы и знания, чувство локтя, всё, что обязательно пригодится в жизни.

- Вы и внуков так воспитываете?

- У нашей дочери Ирины двое сыновей – Глеб, ему десять лет, и восьмилетний Мирон. Прекрасные внуки, как я говорю, с хитрецой. «Дедушка, мы хотим конфету» - и такое лукавство в глазах. Если что-то у деда надо выпросить, всегда достигнут своего, у деда добрая душа. Со спортом они уже связаны, играют в футбол в «Динамо», с мячом могут проводить сутки.

- Ваша семья – тоже как команда?

- Ирина много занята на работе, поэтому внучата часто на нашем с женой, Ниной Аркадьевной, попечении. У жены тоже инженерное образование, она закончила Московский технологический институт, механик бытового оборудования, очень долго работала в комбинате бытового обслуживания. Шьёт, вяжет. Внуки бывают у нас, им нравится – бабушка печёт пироги, чебуреки, ватрушки.

Сейчас болеет моя мама, ей 89 лет. По очереди с женой ухаживаем за ней, дочь помогает. В общем, во всём поддерживаем друг друга. Но как иначе?

Наталья МЕЛКОВА

Материал публикуется в рамках совместного проекта газеты «Профсоюз химиков» и интернет-журнала «Портал 53» (portal-vn.ru)

Поделиться: