Уравнение для полутора патриотов

22 февраля 2016, 12:57 / 0

Задача пассажирских перевозок по области, видимо, не имеет сегодня решения, которое было бы приемлемо для всех: и для власти, и для народа.

«Очень важная проблема - автобусное движение. На территории области оно является одним из основных видов транспортного обслуживания. Маршрутная сеть с советских времён не менялась. За это время изменилась потребность населения, люди приобретают личный транспорт, мы организовываем доставку школьников школьными автобусами, их у нас около 180, многие населённые пункты просто-напросто перестали существовать, остались только на карте. У нас 3718 населённых пунктов, и только 13 из них имеют население больше 5 тысяч человек. Около двух с половиной тысяч деревень имеет население до 50 человек. По данным Росстата  пассажирооборот на автомобильном транспорте области сократился с 2 миллиардов 100 миллионов в год в 2010 г. до 500 миллионов в 2015 г. При этом количество маршрутов увеличилось за то же время с 242 до 473. Людей меньше - маршрутов больше. Ежегодно из бюджета области транспортным предприятиям как компенсация разницы в тарифах выплачивается более 200 миллионов рублей. Причём эта цифра из года в год растёт. За последние 8 лет выплачено более 2 миллиардов рублей. Я хочу, чтобы все мы осознали эту цифру: на эти деньги можно было купить столько новых автобусов, чтобы они радовали людей. На эти два миллиарда можно было построить 10  стадионов, построить, как минимум, 5 школ. Не хочу сказать, что транспортные компании распорядились этими суммами неправильно; наверное, всё было относительно экономично. Тем не менее мы имеем, что имеем.

Мы проанализировали некоторые маршруты - в частности, в Крестецком районе. За 1 рейс на расстояние более 40 километров там провозилось полтора человека. За остальные 27 свободных мест в автобусе платим мы.

Я думаю, что всем понятна эта ситуация. Можно понять жителей, которым сейчас не сладко. Мы имеем информацию из Чудовского, Солецкого, Хвойнинского, Новгородского  районов: проблемы колоссальные. Но законы экономики должны работать... Прошу нового руководителя Департамента транспорта и дорожного хозяйства вместе с главами муниципальных районов, депутатами разобраться с каждым муниципальным районом.  Целесообразность должна быть в каждом маршруте. Если мы хотим возить полтора человека за 40 километров на автобусе, тогда, видимо, надо зарабатывать больше, и работать не по восемь часов, а больше».

Губернатор Сергей МИТИН -

на заседании Правительства области 18 февраля 

Открывая февральское заседание Правительства области, губернатор напомнил, что   заседания транслируются по телевидению, а значит, свои  выступления все обязаны строить так, чтобы они были понятны жителям области. Опасаюсь, однако, что собственное выступление Сергея Герасимовича, если и будет понятно, то вызовет у жителей изрядную тревогу. Может быть, не у всех, но у тех, кто опознает себя в этих самых «полутора пассажирах» - наверняка. Слово «оптимизация» не прозвучало в очередной раз, но между строк прочитывается. А оно, это слово, порождает у современника только скверные ассоциации. Как и напоминание об «экономии бюджетных средств».

Не станем оспаривать статистику: наверное, автобусных маршрутов и правда стало больше. Но как насчёт их периодичности? Как насчёт деревень - несть им числа - которые видят автобус уже не чаще, чем раз в неделю? Как есть «банный день», один на неделе, так есть и «автобусный день» - тоже один.

И ведь это - деревни, стоящие вдоль хороших, по нашим меркам, дорог. Страдания бездорожных  сейчас вспоминать не станем...

А ведь и «полтора человека» - тоже люди. Тоже граждане. Тоже избиратели. После очередной оптимизации - бесспорно, продиктованной целесообразностью, - эти полтора (полтора землекопа, полтора лесоруба, полтора огородника, да хотя бы и полтора пенсионера)  могут оказаться призраками. И ещё какое-нибудь селение исчезнет с карты области.

«Мужики здесь не могут заработать денег, потому что у них нет денег, чтобы работать. Автобус не ходит, потому что раменья вымирают, а раменья вымирают, потому что автобус до них не доходит. Замкнутый круг. Кто-то его замыкает...» -

 писал я несколько лет в очерке «Омуты», насмотревшись на такие - не самые глухие, но редко видящие автобус - места.

Кстати, там тоже существует «личный транспорт». Видел бы губернатор этот «транспорт»... Это же не пригородные, «буржуйские» деревни, там ещё кое-где и  «копейку» встретить можно. Ей-богу, надёжнее было бы иметь в хозяйстве живого ишака: он хотя бы не ржавеет... Как сказала мне одна бабушка, «и пешком страшно, и на соседовой страшно - уж такая она страшнАя».

«Владимир Владимирович, Дмитрий Анатольевич! - писал я. - Вы и правда думаете, что в руки вам свалилась ядерная,  космическая, олимпийская держава?

Вас беспардонно обманули.

У подножья вашего местообитания, вашего Олимпа, пышущего электричеством, во все стороны простирается непроглядный, вязкий омут.

Это чёрное пространство  разорвано на куски, не сшитые даже дорогами (...) Это пространство всё ещё населено - привыкшими терпеть нездоровье, недород, утеснение, обиду, терпеть всё. Но даже этим людям уже нечем там жить:  не сомы же.

А ведь под этим  половодьем тьмы – самые корневые русские земли! (...)

Вам, может, кажется, что они больше не нужны, а нужны лишь залитые светом «агломерации», сообщающиеся виртуально, через Интернет, но ведь этими селеньями скреплены воедино русские урочища в реальности».

Написал. Получил премию Союза журналистов России. Кому прок от этих премий?

Думаю, однако, что губернатор-то всё это понимает. Не далее чем в декабре мы беседовали с ним о социальной политике областных властей, и в интервью «Новой новгородской газете» (№50, 2015 г.) он сказал, что запретил дальнейшую оптимизацию сельских школ: «Мы с этим столкнулись: закрываем сельскую школу - а через три месяца уже  и самой деревушки нет...».

Вот только что в Старорусском районе случилась неприятность: утром из города не ушёл автобус в деревню Тулебля - сломался. Два дня стоял на ремонте.  В сельской школе могли быть сорваны уроки, которые ведут шесть учителей, живущих в райцентре. 

Хорошо, что педагогов отвёз их коллега - хорошо, что нашёлся коллега с личным транспортом.  А если и его транспорт забарахлит?

Автобусная остановка (желательно, чтобы рядом с сельмагом) тоже была всегда центром  деревенского бытия.

 

Прости, читатель, но чиновников я тоже понимаю.

Денег-то - нет!

А если и есть, то совсем в другом месте. И на другие цели.

Члены правления госкорпорации «Роснефть» в прошлом году зарабатывали в среднем 28 миллионов рублей в месяц: каждый - примерно как 800-900 «средних» новгородцев.  При этом сама госкорпорация стремительно теряла в цене.

Председатель правления «ВТБ 24» Михаил Задорнов только что признал, что затраты на проведение Олимпийских игр в Сочи составили 1,5 триллиона рублей. Раньше такую сумму называла оппозиция, власть же спорила - нет, только 230 миллиардов. Теперь тайное стаяло явным. Хорошо же повеселились в 2014 году!

Кстати, и на 230 миллиардов можно было бы «сшить» российские просторы автобусными маршрутами. За государственный счёт, потому что в этом заинтересовано должно быть всё государство, а не только губернаторы.

Но государство нам говорит: заработайте.

 

Читая новости о госкорпорациях или признания банкиров,  сразу вспоминаю, что на днях члены Общественного совета при Президенте РФ предложили дополнить новую версию Административного кодекса, внесённую в Госдуму на рассмотрение в декабре, статьёй об оскорблении патриотических чувств граждан.

Мало им непонятного ни юридически, ни логически, ни просто по-человечески «оскорбления религиозных чувств», теперь юристы совсем сойдут с ума, пытаясь определить сам по себе объект патриотизма...

Но я не ропщу. Я говорю: давайте! Я первый сочиню иск о том, что действия государства, у которого есть деньги на Олимпиады и футбольные чемпионаты мира, но нет средств не то что на развитие, а просто на поддержание жизни российских земель, умышленно и цинично оскорбляют моё патриотическое чувство.

 

Надо признать: россиянин - немножко потребитель в душе. Согласно  опросу  «Левада-центра», каждому второму россиянину более правильной кажется та экономическая система, которая основана на государственном планировании и распределении. То есть - советская. Как бы социалистическая. Когда каждый верил, что «государственные блага» заработал, хотя никогда не знал, сколько наработал.

За последние три года число «социалистов» выросло. Ну, так спасибо государственной пропаганде, которая всё время оборачивает нас к величию СССР.

И тут, как ушат холодной воды: «заработайте».

Хорошо, давайте.

Но как это сделать - в тех условиях, в которые завело экономику государство? Где взять регионам исправных налогоплательщиков, если законодатель ради сегодняшней, сиюминутной выгоды практически удушил уже предпринимательство?

Кремль, дай ответ! Не даёт ответа...

 

В математике существуют уравнения, не имеющие решения. Думаю, что государство ставит перед  губерниями вроде Новгородской именно такую задачу. Уравнять социальную потребность с социальной справедливостью (чтобы «каждому по труду», «как потопаешь, так и полопаешь») в нынешних условиях не удастся.  «Полтора человека» окажутся из уравнения вычеркнуты. Любой из нас может оказаться таким вычеркнутым.

Сергей БРУТМАН

Фото: Артур ВИСНАП

 

Поделиться: