Спасательный круг для поколения Z

Что может дать учителю и ученику школьный театр.

В самом начале этого лета на голову педагогам свалился снег: министр  просвещения РФ Сергей Кравцов вдруг объявил, что в каждой школе должен быть свой театр.

«Сегодня уже созданы 12 тысяч школьных театров, из них семь тысяч, которые участвуют в проекте «Школьная классика», планируем, что до 2024 года в каждой школе будет создан школьный театр…», - сказал Кравцов во время визита в Псков.  Министр напомнил, что система школьных театров и детских театральных конкурсов развивается по поручению президента РФ и является важным инструментом воспитания подрастающего поколения и социальным лифтом для талантливых детей из регионов.

По моему скромному мнению, искусство театра, театральная педагогика  может стать спасательным кругом для детей, запутавшихся в социальных сетях, утопающих в трясине виртуальной реальности, не представляющих свою жизнь без смартфона и воспринимающих учёбу в школе как узкоколейку, ведущую к ЕГЭ. Хочется верить, что обнадёживающая инициатива Министерства просвещения не будет извращена помешанными на цифре и искусственном разуме технократами, которые вслед за героем фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» будто бы поставили перед собой сверхзадачу поймать чёрного кота в тёмной комнате, даже если его там нет.

На чём же зиждется моя надежда?  Почему я беру на себя смелость утверждать, что поворот школы к искусству театра обнадёживает? Да потому, что сегодня перед массовой школой стоит поистине гамлетовский вопрос: школьники для ЕГЭ или ЕГЭ для школьников? Вопрос этот до сих пор решался не столько в интересах детей, сколько в пользу усовершенствования ритуала прохождения Единого государственного экзамена, технического оснащения пунктов его проведения. Несмотря на то, что действующие образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают творческую деятельность обучающихся, общепринятые измерители  предполагают замеры в основном только репродуктивного (воспроизводящего) мышления, которое необходимо для успешной сдачи ЕГЭ. Выходит, что образовательные стандарты в практике образования дискредитируются жёсткой установкой массовой школы на сдачу ЕГЭ. С четвёртого класса носорогом прут на школяров егэподобные задания. Симптоматично, что ВПР (Всероссийские проверочные работы), которые проводятся с начальных классов, по своей форме похожи на ЕГЭ, как его младшие братья. В условиях  диктатуры ЕГЭ и соответствующих рейтингов школа становится фабрикой воспроизводства сделанных по шаблону и поэтому удобных в эксплуатации стандартных голов – «человековинтиков», живущих по принципу: сиди и жди – придумают вожди, «жираф большой – ему видней». Такой школе не нужен творческий, умеющий общаться с детьми педагог. Ей нужен служитель культа ЕГЭ, ремесленник, который умеет выгребать из Интернета необходимую информацию, использовать в работе цифровые образовательные ресурсы и лепить с помощью рекомендуемого «Конструктора рабочих программ»  свои программы так же ловко, как его ученики конструируют сочинения с помощью клише и цитатников.

Наше время нуждается в другом учителе. Сегодня школе нужен педагог,  критически относящийся к прописным истинам,  считающий ниже своего достоинства работать по шаблону, готовый искать пути решения проблем не «под фонарём»,  понимающий, что никакая техника не сможет заменить его личность. И такие учителя есть, но им необходимы методические средства, с помощью которых они смогут выбраться из футляра «строевой» педагогики и вытряхнуть ученика из  клетки отживших свой век стереотипов мышления. Одним из таких средств может стать театральная педагогика.

Под ней понимается система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающего в увлекательных для участников обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников.

Примечательно, что яркими представителями театральной педагогики являются лидеры как профессиональной театральной школы (П.Н. Фоменко, О.П. Табаков, С.В. Женовач и др.), так и общего образования (Е.А. Ямбург, С.З. Казарновский, А.Н. Тубельский и др). Вот её основные принципы.

Принцип событийности означает, что во время занятий с участниками действия происходит что-то, изменяющее их. Событие – это то, что не может оставить меня как участника действия прежним. Оно делит мою жизнь на то, что до него и после. До того как произошло событие, я был немного другим, думал по-другому, действовал по-другому. Создавая событийную среду, педагог способствует развитию личности. Его ученики овладевают способностью видеть в любом событии (как реальном, так и воображаемом) ресурс для своего  личностного роста: учатся, проживая событие и изменяясь  под его влиянием, не изменять самим себе – своему ценностному стрежню.

Это важно, так как наибольшей жизнестойкостью обладают люди, которые готовы к изменениям, происходящим в нашем быстро изменяющемся мире.  Вспомним девиз гениального изобретателя капитана Немо, который был написан на каждой вещи, имевшейся на «Наутилусе»: «Mobilis in mobile», что в переводе означает «Подвижный в подвижном». «Выигрывает в этом мире тот, - справедливо утверждает психолог А.Г. Асмолов, - кто более готов к изменениям». Впрочем, «Нет необходимости меняться. Выживание - дело – добровольное», - иронизирует  статистик, экономист Эдвардс Деминг.

Реализуя принцип событийности, педагог способствует формированию смысловых установок преадаптивной личности, то есть воспитывает человека, открытого себе и другим, готового к риску, умеющего действовать в ситуации неопределённости, способного творить будущее. Такой человек обладает свойством, которое Нассим Талеб удачно назвал «антихрупкостью». Он не падает духом, когда в его жизнь врываются «чёрные лебеди» (труднопрогнозируемые события), умеет встретить их, не теряя человеческого достоинства. Будучи пластичным, он в любой ситуации остаётся активным субъектом своей жизнедеятельности: не ложится под время, не прогибается под изменчивый мир, потому что больше всего ценит своё «самостоянье», видит в нём вслед за Пушкиным «залог величия» человека. В самой сложной ситуации такой человек способен сказать: «На том стою и не могу иначе».

С принципом событийности тесно связан принцип проживания, или личного творческого действия.  В соответствии с ним событие – это не что-то внешнее, не то, что требует от меня слепого, безропотного принятия, а то, с чем я вступаю в творческий диалог. Событие в контексте театральной педагогики можно осмыслить как результат личного творческого проживания участника действия. Проживая событие, человек может открыть в себе и в других что-то новое и очень важное.

Задача педагога заключается в организации эмоционально-событийного пространства, в котором происходит действие.  У режиссуры образовательного события выделяется три фазы: 1. Совместное проживание события. 2. Коллективное означивание того, что пережито, когда участники действия договариваются о языке,  на котором будут о нём говорить. 3. Рождение личностных смыслов. На этом этапе, договорившись о языке, участники действия обмениваются личностными смыслами, родившимися у них в результате переживания события. Учитель при этом удерживает игровую рамку, учитывая личностные смыслы каждого участника и согласовывая их.

Чрезвычайно важно, что театральное пространство требует актёра целиком, поэтому театральная педагогика предполагает создание таких условий, чтобы ученики проживали событие всем своим существом -  овладевали всем спектром своих психофизических качеств. От них требуется не только интеллектуальное напряжение и эмоциональная отзывчивость, но и физическая активность, умение владеть своим телом. Это особенно актуально сегодня, когда у школьников, получивших цифровую интоксикацию, уловленных социальными сетями, подсаженных на иглу компьютерных игр, отсутствует опыт целостного проживания события. «Цифровые дети» живут главным образом той частью своего существа, которая связывает их глаза с экраном компьютера, поэтому они разучились слышать друг друга, сопереживать друг другу. Вспомним строки Булата Окуджавы:

Святая наука – расслышать

друг друга

сквозь ветер, на все времена…

В наше непростое время всем нам, как никогда, важно уметь расслышать друг друга, а не перекричать, как это делают некоторые участники ток-шоу, превращая телевидение в «телененавидение».

Ещё одним основополагающим принципом театральной педагогики является принцип импровизации. В соответствии с ним поощряется  сверхнормативная активность: самодеятельность, спонтанность участников, то есть способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений, не нарушая при этом импровизационного коридора.

Жизнь – это спонтанность, выпадение из автоматизма, оттого-то только живое способно плыть против течения, сопротивляться обстоятельствам. Это хорошо понимал Гоголь. В его художественном мире «мёртвых душ» люди часто похожи на вещи, а вещи вдруг обретают свойство спонтанности. Так, например, часы героини поэмы «Мёртвые души» с говорящей фамилией Коробочка бьют, когда «придёт им охота бить».

Принцип импровизации  предоставляет участнику действия не только право на сверхнормативную активность, но и право  на ошибку, способствует формированию умения действовать в ситуациях неопределённости, воспитывает так называемую «толерантность к неопределённости».  Заметим, что этими качествами часто гнушается образовательная система, так как они не нужны (и даже могут быть вредны!) для успешной сдачи ЕГЭ. Вот почему в практике театральной педагогики дети, которых принято назвать «трудными», «неудобными», нередко проявляют себя лучше, выглядят ярче, чем те, кого обычно ставят в пример: гадкий утёнок вдруг превращается в прекрасного лебедя, а мультяшный чертёнок №13 становится первым учеником.  Дело в том, что в нестандартной ситуации отличники, уверенно передвигающиеся по узкоколейке ЕГЭ, зачастую теряются из-за боязни сказать не то, что соответствует приведённому в «ключе» ответу на тест. А вот некоторые двоечники, напротив, чувствуют себя в ситуации неопределённости как рыба в воде.

Реализация принципа импровизации невозможна без «педагогических сюрпризов». Чем будем удивлять? – этот любимый вопрос знаменитого театрального режиссёра Алексея Дикого актуален для педагога, использующего методы и приёмы театральной педагогики. Познание начинается с удивления! Чтобы содержание занятия стало познавательным и развивающим, в нём должно быть что-то неожиданное, нарушающее горизонт ожидания учеников.

В самом начале статьи мы сказали о том, что на практике идея театральной педагогики может быть извращена теми, кто переоценивает значение современной техники в педагогической деятельности. Это может быть связано с пристрастием к использованию, где надо и где не надо,  технических средств, попытками оцифровать театр, заменить актёров роботами. Такая практика уже известна. Она небезынтересна, однако, восхищаясь собакой-роботом в качестве актёра, можно забыть, что театр – живая коммуникация. Но главное - то, что к актёрам-роботам, цифровым копиям актёров зрители могут привыкнуть, и тогда их отсутствие будет восприниматься уже как что-то ненормальное. И тогда, увидев однажды живого человека на сцене, кто-то скажет, что это неприлично – ведь никто не отменял окно Овертона*. А если из театрального искусства уйдёт живая душа, то это будет что-то другое, но не театр.

* Социологическая концепция существования рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях – ред.

В заключение хочется сказать следующее. Мы живём в эпоху изменений, когда меняется характер… самих изменений. Стране сегодня нужны не мыслящие по шаблону приспособленцы, не «премудрые пискари», а талантливые изобретатели; специалисты, умеющие решать нестандартные задачи. Если мы действительно хотим раскрыть таланты учеников, научить их решать сложные, нестандартные задачи со многими неизвестными, а именно на это нацеливает педагогов В.В. Путин**, нам необходимо использовать соответствующие этой цели средства.

** В частности, в Послании Федеральному Собранию РФ в 2016 г. – ред.

Одним из таких средств является театральная педагогика. Она может стать рычагом, который повернёт школу от ЕГЭ к личности ученика, от репродуктивных методов обучения (хотя бы и припудренных мудрёными терминами, обтюннингованных техническими средствами) к диалоговым технологиям, развитию творческих способностей.

огими неизвестными следует считать составляющей патриотизма. Служение культу ЕГЭ, низведение школьного образования до роли узкоколейки, ведущей к ЕГЭ, – преступление против будущего России.

Аркадий ГУСЕВ, кандидат педагогических наук

В заголовке - иллюстрация к рассказу В. Драгунского "Смерть шпиона Гадюкина", в котором речь идёт о спектакле школьного театра.

 

 

Поделиться: